Вход Регистрация
ASHKELON.RU - Ашкелон | Израиль | Новости сегодня
пятница, 29 мартa 16:16


Почему в XXI веке боятся Ницше?

Статья из архива

Есть дающие натуры, и есть воздающие...
Фридрих Ницше

Текст был написан много лет назад, когда 15, якобы, самых «авторитетных ученых и политиков» составили список самых вредных книг XIX-XX веков.

Хотя, как вы увидите, я не удержался - и вставил несколько строчек о сегодняшних событиях в Израиле...

Вместе с Марксом-Энгельсом-Гитлером-Мао Цзэдуном (Ленина они, надо полагать, просто не читали), в «Список» попало известное сочинение Фридриха Ницше «По ту сторону добра и зла», изданное при жизни философа в 1886 году.

Странно, но ни одно издание, опубликовав «Список», не задалось вопросом – почему?

Неужели нас, людей сегодняшнего времени, не интересует – за что в этот список попал один из самых интересных мировоззренческих трудов мировой философии?

Я познакомился с Ницше еще в студенческие годы. И был поражен логикой философа, но еще более - тем, что его запрещали, что в библиотеке авиационного института не было ни одного его труда.

Тени, кресты и могилы
Скрылись в загадочной мгле,
Свет воскресающей силы
Властно царит на земле.


Мне повезло - отец одного из моих однокурсников, известный ученый, философ, давал мне статьи Великого Ницше.

И передо мной открывался истинный мир, его строение, его светлые и темные закоулки, люди и догмы, строители и разрушители мира.

Ницше открыл для меня суть наций, национальностей, народа.

И я был поражен, когда понял – Ленин досконально изучил Ницше, разобрался в его многочисленных теориях, что-то взял, но большую часть его мира связей между причиной и следствием отбросил.

Как ненужное...

И каждый раз, когда люди нарушают один из главных основополагающих законов природы - связь между причиной и следствием, я вспоминаю Великого Философа.

И когда слышу сегодняшние рассуждения правителей-неучей, становится особенно обидно, что ты не можешь выйти из-под их власти, не учитывающей не только законы природы (понятно, что они их не знают), но элементарную логику жизни и выживания.

Чего-то не хватает в понятийном смысле жизни, каких-то «технологий независимости», чтобы сказать экрану телевизора, на котором примитивный глупец что-то вещает своему электорату - «прощайте, сэр - дальше мне с вами не по пути»...

...Увы – в студенческие годы сделать выводы относительно ленинской «теории» я не смог.

Не смог, ибо был воспитан в советской семье, советской школе, вырос на советской улице древнего города.

Я был советским человеком. Жалею ли я об этом? Да, нисколько...

Тема сочинения Фридриха Ницше «По ту сторону добра и зла» - деградация европейской духовности в грядущем, XX столетии, критика христианства...

И одна из составляющих причин распада – ксенофобия и антисемитизм европейцев.

Я не случайно выше написал, что этот труд был издан при жизни Ницше, ибо после смерти автора, благодаря стараниям его родной сестры-антисемитки, завладевшей всем его творческим наследием, Ницше был издан с чудовищными купюрами и искажениями.

После такого выхолащивания вполне объясним интерес Гитлера, взявшим на вооружение многие постулаты аксиоматики философа.

Понятен и запрет Ницше в СССР. С одной стороны – «фашистский философ», с другой – Ницше дает отповедь социализму и коллективизму.

В итоге ницшеанство было признано вредной философией.

Насчет «вредности»...

Эта книга оказалась не только полезной, но и, как пишет в комментариях к ней К.Свасьян, послужила своеобразным толчком для изданий трудов таких известных философов и мыслителей как Шпенглер, Ратенау, Андрей Белый, Бердяев и многих других.

Любопытно, что у Андрея Белого «Европа-мулатка» грозит Джоконде томагавком грядущего хама...

Не случайно, после смерти философа его работы разойдутся миллионными тиражами.

Что интересно нам, израильтянам, в сегодняшней критике Ницше группой «15»?

Быть может, станет более понятно отношение к событиям в Израиле, когда, к примеру, глава UNICEF призывает защитить детей в Газе и Израиле, а российское зеркало сайта ООН публикует заголовок «UNICEF призывает защитить детей в Газе», намекая на то, что палестинских детей уничтожает «израильская военщина».

А в реальности, политологи сайта, не знающие ни трудов Ницше, ни вообще - причинно-следственные связи, а зная лишь, что надо поддерживать ХАМАС, не стремятся к истине, скорее, наоборот - к представлению событий в выгодном для них свете.

Но обратимся к изданию: Фридрих Ницше, «Сочинения», в 2-х томах, издательство «Мысль», Москва, 1990 год, том 2, стр.369.

Читаем:

«Чем обязана Европа евреям? — Многим, хорошим и дурным, и, прежде всего тем, что является вместе и очень хорошим, и очень дурным: высоким стилем в морали, грозностью и величием бесконечных требований, бесконечных наставлений, всей романтикой и возвышенностью моральных вопросов, а, следовательно, всем, что есть самого привлекательного, самого обманчивого, самого отборного в этом переливе цветов, в этих приманках жизни, отблеском которых горит нынче небо нашей европейской культуры, ее вечернее небо, и, быть может, угасает. Мы, артисты среди зрителей и философов, благодарны за это евреям».

Ницше, немец, предки которого были выходцами из Польши - Ницкие, признает заслуги евреев – ученых, поэтов, писателей, композиторов, художников в развитии европейской культуры.

Он удручен ксенофобией историков и философов, формирующих характер народа. Цитирую (стр.369):

«Приходится мириться с тем, что если какой-нибудь народ страдает и хочет страдать национальной горячкой и политическим честолюбием, то его постигает порою некоторое умственное расстройство, его ум заволакивают тучи, словом, он испытывает небольшие приступы одурения: например, у современных немцев появляется то антифранцузская глупость, то антиеврейская, то антипольская, то романтико-христианская...».

Даже тот факт, что он, Ницше, пишет на эту тему, философ считает недостатком общества (стр.369):

«Да простят мне, что и я после непродолжительного, но рискованного пребывания в сильно зараженной области до некоторой степени тоже подвергся болезни и, следуя общему примеру, уже стал беспокоиться о таких вещах, которые меня вовсе не касаются, — первый признак политической инфекции. Например, насчет евреев...».

Ницше с горечью пишет, что он «еще не встречал ни одного немца, который относился бы благосклонно к евреям».

Увы, как сказал сам Ницше, ксенофобия является позорным инстинктом, а не результатом анализа.

Удивительно, но на исходе XIX столетия Ницше предвидел события на век вперед.

Он критиковал европейцев за отношение к евреям.

«Не пускать больше новых евреев! И запереть двери именно с востока (а также из Австрии)! - так повелевает инстинкт народа, обладающего еще слабой и неустановившейся натурой» - с огорчением пишет философ.

Выводы Ницше поражают своей актуальностью (стр.370):

«Евреи же, без всякого сомнения, самая сильная, самая цепкая, самая чистая раса из всего теперешнего населения Европы».

Замечу лишь, что эти слова были сказаны в 1886 году...

Философ удивлен, что европейцы не понимают природу успехов евреев – в ней нет ничего сверхъестественного, мифического, ирреального.

По его мнению, успех евреев – в воспитании, целеустремленности, наконец, в вере.

Ницше пишет:

«Они умеют пробиваться и при наиболее дурных условиях (даже лучше, чем при благоприятных), - в силу неких добродетелей, которые нынче охотно клеймятся названием пороков, - прежде всего благодаря решительной вере».

Любопытно, что современные хулители Ницше попутно, что называется, тем же выстрелом, пытались убить еще и русских.

Им явно не нравится, что великий мыслитель указывает европейцам, на совести которых будущее Европы, на необходимость «при всех планах, которые они составляют себе относительно этого будущего, считаться с евреями и с русскими как с наиболее надежными и вероятными факторами в великой игре и борьбе сил».

Получилось ли? «Посчитались»? Для многих – предмет спора или, по крайней мере, обсуждения. Лично я думаю, что нет.

Увы, миром управляют «троечники», философов не читающие. А обосновывать действия правителей берутся «авторитетные ученые и политики», которые от тех же троечников – по логике вещей - и получают приставки в виде званий.

Впрочем, политикам в подобных оценках я бы не доверял в любом случае – их критерии и поведение далеки от логики. Иначе бы они не были политиками.

Их материя, поэтому, часто нам не понятна...

К тому же, нет соответствия между сиюминутными политиками, приходящими из серой массы городских районов и уходящих в никуда, и вечными человеческими ценностями, изложить которые европейцам и пытался великий философ, профессор классической филологии Базельского университета, получивший это звание в 24 года.

Ницше дал свое определение «добра и зла» - этим «15», как никому, подходит его афоризм: «Нужно гордо поклоняться, если сам не можешь быть идолом».