Гойя или не Гойя?
Почти 200 лет понадобилось искусствоведам, чтобы вынести свой вердикт: знаменитый «Колосс», 1808+ года рождения, гордость музея Прадо, принадлежит не знаменитому Франсиско Гойе, если угодно - Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес, а кому-то из его учеников.
Вопрос об авторстве картины был поставлен еще 10 лет назад (статья, которую вы сейчас читаете, была напечатана в конце декабря 2008 года), когда куратор галереи по искусству XIX столетия Хосе Луис Диез предположил - автором полотна является Асенсио Хулиа.
Почему?
При детальном осмотре картины эксперт обнаружил в углу полотна инициалы A.J.
Тогда это показалось смешным - можно ли скопировать манеру самобытного Мастера?!
Нет, конечно!
И только в конце 2008 года эксперты уныло подтвердили - да, это - не Гойя!
Считается, что Хулиа совместно с Гойей работал над фресками в церкви Сан-Антони де ля Флорида в Мадриде.
И, возможно, именно он подписывал свои немногочисленные работы такими инициалами.
Франсиско Гойя. \"Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года\". Музей Прадо
«Колосс», известный также под названием «Титан», написан в темных тонах и считался одним из шедевров Мастера, живописующего ужасы войны.
Это - типичная, я бы сказал - манерная - картина великого испанца, у которого мне, откровенно говоря, более других нравятся рисунки.
Искусствоведы в своих трудах писали: «Колосс» - важнейшая картина художника о испано-французской войне 1808-1814 годов.
На полотне над гористым пейзажем возвышается мужская обнаженная фигура. Кулаки Колосса сжаты, глаза закрыты. Внизу, на равнине, бегущие в панике люди.
Французский поэт Шарль Бодлер назвал картину «чудовищной правдой».
Наполеон, как известно, захватил Испанию в 1808 году, сверг династию испанских Бурбонов и возвел на престол своего брата Жозефа Бонапарта.
Армия Наполеона Бонапарта вторглась на Пиренеи, и ужасы войны обрушились на испанцев, которые не захотели видеть маленького французика на своем королевском престоле.
Так Гойя или не Гойя?
Не кажется ли вам странным, что Асенсио Хулиа, написавший «Колосс», в последующей жизни не создал не то что ничего интересного, но ничего даже отдаленно напоминающего «Колосс»?
И разве не мог этот A.J. просто подшутить над Мастером, как известно, имеющим к тому времени острые проблемы со зрением?
Никто сейчас ничего вразумительного сказать не может, но мне кажется, что и сам размер инициалов необычно мал - иначе их бы увидели вооруженным глазом многочисленные исследователи и эксперты.
Я не знаю ответа на вопросы, но меня - почему-то - искусствоведы не убедили...
Не убедили - и все!
Может быть, вы это сделаете?
Вопрос об авторстве картины был поставлен еще 10 лет назад (статья, которую вы сейчас читаете, была напечатана в конце декабря 2008 года), когда куратор галереи по искусству XIX столетия Хосе Луис Диез предположил - автором полотна является Асенсио Хулиа.
Почему?
При детальном осмотре картины эксперт обнаружил в углу полотна инициалы A.J.
Тогда это показалось смешным - можно ли скопировать манеру самобытного Мастера?!
Нет, конечно!
И только в конце 2008 года эксперты уныло подтвердили - да, это - не Гойя!
Считается, что Хулиа совместно с Гойей работал над фресками в церкви Сан-Антони де ля Флорида в Мадриде.
И, возможно, именно он подписывал свои немногочисленные работы такими инициалами.
Франсиско Гойя. \"Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года\". Музей Прадо
«Колосс», известный также под названием «Титан», написан в темных тонах и считался одним из шедевров Мастера, живописующего ужасы войны.
Это - типичная, я бы сказал - манерная - картина великого испанца, у которого мне, откровенно говоря, более других нравятся рисунки.
Искусствоведы в своих трудах писали: «Колосс» - важнейшая картина художника о испано-французской войне 1808-1814 годов.
На полотне над гористым пейзажем возвышается мужская обнаженная фигура. Кулаки Колосса сжаты, глаза закрыты. Внизу, на равнине, бегущие в панике люди.
Французский поэт Шарль Бодлер назвал картину «чудовищной правдой».
Наполеон, как известно, захватил Испанию в 1808 году, сверг династию испанских Бурбонов и возвел на престол своего брата Жозефа Бонапарта.
Армия Наполеона Бонапарта вторглась на Пиренеи, и ужасы войны обрушились на испанцев, которые не захотели видеть маленького французика на своем королевском престоле.
Так Гойя или не Гойя?
Не кажется ли вам странным, что Асенсио Хулиа, написавший «Колосс», в последующей жизни не создал не то что ничего интересного, но ничего даже отдаленно напоминающего «Колосс»?
И разве не мог этот A.J. просто подшутить над Мастером, как известно, имеющим к тому времени острые проблемы со зрением?
Никто сейчас ничего вразумительного сказать не может, но мне кажется, что и сам размер инициалов необычно мал - иначе их бы увидели вооруженным глазом многочисленные исследователи и эксперты.
Я не знаю ответа на вопросы, но меня - почему-то - искусствоведы не убедили...
Не убедили - и все!
Может быть, вы это сделаете?