Вход Регистрация
ASHKELON.RU - Ашкелон | Израиль | Новости сегодня
суббота, 20 апреля 14:03


Китайский лайнер на импортных технологиях

Впервые в истории Китая с центральной полосы шанхайского международного аэропорта Пудун 5 мая в 14 часов по местному времени в небо взмыл новый пассажирский самолет китайской разработки. Он провел в воздухе более часа, поднимаясь на высоту в 3000 метров. Первый полет – без пассажиров, с двумя пилотами и инженерами-проектировщиками на борту.

В Шанхае находится головное предприятие и финальная сборочная линия разработчика - государственной компании COMAC. Имя нового лайнера - COMAC 919 или просто - С919. Это ближне- и среднемагистральный узко-фюзеляжный самолет с одним центральным проходом в салоне, способный взять на борт до 168 пассажиров.

Но едва вы зайдете в салон C919, удивитесь – а не ошиблись ли вы адресом, ибо это – Airbus A320. Однако бросив взгляд в иллюминатор, измените мнение - вы зашли в Boeing-737 – у него чаще можно встретить двигатель CFM, а у Airbus A320 - Pratt & Whitney.

И это, действительно, так - C919, практически – полностью, выполнен с использованием импортных технологий. Что касается двигательной установки, она - от французско-американского концерна CFM - совместного предприятия французской компании Snecma и американской корпорации General Electric.

Китайцы не стали ничего изобретать – они пошли по российскому пути – создания своего самолета с помощью иностранных технологий и узлов.

У России есть положительный пример – производство Sukhoi Superjet 100, у которого либо импортные узлы, либо изготовленные совместно с иностранными компаниями. К примеру, двигатель SaM146 - разработка и производство российского НПО Сатурн и уже упоминаемой французской Snecma.

В планах китайцев - занять место единственного прямого конкурента, разрабатываемого в России аналогичного лайнера ИРКУТ МС-21. Начало серийного производства у россиян запланировано на 2017 год, но реально будет сдвинуто на неопределенное время.

Отметим - C919 будет работать в той же коммерческой нише, что и Boeing-737 MAX и Airbus A320neo, но конкурировать с ними китайцы не смогут – американские и европейские лайнеры выполнены на класс выше.

И все же – это несомненный успех китайского авиапрома. Если все произойдет как задумано, C919 станет первым китайским среднемагистральным самолетом, которому удастся выйти на мировой рынок авиаперевозок и захватить на нем какую-то его часть.

Самолет начали разрабатывать еще в 2008 году, однако запуск несколько раз откладывался.

Итак, это ближне- и среднемагистральный узко-фюзеляжный самолет с одним центральным проходом в салоне (как у Airbus A320), способный взять на борт до 168 пассажиров. Дальность полета - до 5500 километров. Стоимость - $50 млн, что вдвое меньше, чем Boeing 737 и Airbus A320, и почти вдвое меньше российского МС-21.

Если верить китайскому маркетинговому агентству, на C919 уже есть 500 предварительных заказов от 23 авиакомпаний - как китайских, так и зарубежных. Каких именно и из каких стран – информация держится в секрете. За исключением основного покупателя - авиакомпании China Eastern Airlines. Хотелось бы видеть – кто закажет китайский самолет при негативном мировом мнении о китайском качестве.

Первоначально для блока центрального крыла предполагалось использовать композиты из углеродного волокна. Но не получилось - не оказалось собственных технологий, а импортные партнеры не продали. И решено было перейти на «алюминиевый дизайн». В итоге, и планер будет изготовлен, в основном, из алюминиевого сплава.

И все же, специалисты и аналитики ждут решения Европейского регулятора безопасности полетов, который уже приступил к сертификации самолета. Без этого выйти на международный рынок невозможно.

Китай нельзя назвать новичком в авиастроении гражданских самолетов – еще в 70-х годах прошлого столетия была сделана попытка создать собственный самолет, чтобы было не хуже, чем у американцев и русских.

Но не получилось: вышедший «из-под пера» китайских авиастроителей Y-10, хотя и был скопирован с американского Boeing 707, оказался непригодным к эксплуатации. Он был очень тяжелым и с множеством недоработок. Сделано было всего 3 экземпляра, и больше усилий в этом направлении не предпринималось.

Китайский лайнер благодаря его низкой цене найдет спрос на рынке стран третьего мира, к которым относится и сам Китай. Именно здесь C919 столкнется в конкурентной борьбе с ИРКУТ МС-21, и то, если россиянам удастся снизить цену на свою продукцию.