...Сразу два «Черных квадрата»
Статья из архива - 100 лет «Черному квадрату»
Кто-то скажет – искусство деградирует, кто-то – таковы сегодняшние нравы, а кто-то – два «Черных квадрата» Малевича в одной лондонской галерее Tate Modern – бизнес, и ничего художественного.
Думаю – правы все, и только сама истина знает – кто, и в какой степени.
В лондонской галерее Tate Modern открывается масштабная выставка самого знаменитого русского абстракциониста Казимира Малевича.
Автопортреты
Мое отношение к нему таково, что я бы, пожалуй, на это событие не отреагировал, если бы не коллизия.
А она проста: в одном помещении, да еще каком - Tate Modern, впервые в истории живописи (возможно – были и другие похожие случаи, но я о них не знаю) встретятся два «Черных квадрата».
Из каталога выставки следует, что она «основывается на произведениях Малевича из величайших мировых коллекций и дает возможность взглянуть на творчество художника во всей его полноте».
Здесь будут представлены самые ранние русские пейзажи Мастера, полотна с изображением крестьян, картины на религиозные сюжеты.
По замыслу организаторов, посетители выставки смогут проследить его путь к абстрактной живописи и его самым знаменитым супрематистским композициям.
На этот раз удалось собрать почти все дошедшие до наших дней произведения, начиная с легендарной основополагающей выставки 0.10.
Малевич – живописец, Малевич – театральный художник, Малевич – автор работ в области архитектуры.
Мало кто знает (исключая специалистов), что одним из авторов (третий - после Михаила Матюшина и Алексея Кручёных) футуристической оперы «Победа над Солнцем» был Казимир Малевич. Кроме них, в постановке участвовали Велемир Хлебников и график Иосиф Школьник.
Место первой постановки - Санкт-Петербург, 1913 год, пьеса «в двух действиях, шести картинах».
На снимке (слева направо): М.Матюшин, А.Крученых, П.Филонов, И.Школьник, К.Малевич. Павел Филонов - художник−исследователь, поэт, один из лидеров русского авангарда, основатель, теоретик, практик и учитель аналитического искусства.
Иосиф Школьник - российский график, декоратор, литограф и сценограф, в 1913 году вместе с Павлом Филоновым оформлял постановку спектакля «Владимир Маяковский», и совместно с Казимиром Малевичем — постановку пьесы «Победа над Солнцем».
Опера построена на нелогичных суждениях (рассуждениях) в литературе, музыке, живописи.
Это ход мысли (мыслей), нарушающий законы и правила в искусстве.
И это – в полном согласии с творческими принципами Малевича.
Как кураторы выставки в Tate Modern смогли отразить алогизмы авторов – очень интересно.
Не стесняясь, критики того времени назвали оперу «умной заумью».
Я видел попытку постановки этой оперы в СТЭМ одного из московских институтов. Она, естественно, не удалась...
И вот в экспозиции в Tate Modern будут представлены эскизы Малевича к постановке этой авангардной оперы.
Хочется их посмотреть!
Любопытно сообщение авторов – «...выставка рассказывает о временном отказе Малевича от живописи в пользу преподавания и писательства, а также о часто обсуждаемом возвращении к фигуративной живописи в более поздний период жизни».
Кроме всемирно известных работ, устроители выставки обещают редкие рисунки, наброски и скетчи и самого Малевича, и его коллег и учеников.
Tate Modern получила множество работ Мастера из музеев Голландии, Греции, Германии, США, Франции.
Но больше всего – из России.
Работы живописца - в основном, в фондах Государственного Русского музея Санкт-Петербурга и Государственной Третьяковской галереи.
Те, кто летит в эти 2 культурные столицы России, желая увидеть Малевича, учтите – до 26 октября 2014 года их там не будет.
Впрочем, в музеях Москвы и Санкт-Петербурга есть что посмотреть и без Малевича.
Отметим – несколько работ (их число пока неизвестно) предоставили наследники Малевича.
А теперь – главное событие, то, с чего мы начали: впервые с 1915 года состоится встреча двух «Черных квадратов».
Это - самое знаменитое произведение художника, и оно было центральным экспонатом выставки 1915 года «0.10».
Художник тогда повесил картину в верхний угол зала, символизируя тем самым замену ею православной иконы.
Критики в то время писали – многие это не поняли, и Малевич сильно огорчился.
В последующие полтора десятка лет Мастер создал еще три «Черного квадрата» для различных выставок.
Принято называть их версиями, но ни в коем случае не копиями.
Два из них - от 1923 года рождения (из Русского музея) и от 1929 года (из Третьяковской галереи) - впервые предстанут вместе.
«Черный квадрат» любят и ненавидят, относятся к нему с восхищением и прохладно.
Итог – на нем, как ни на какой картине, покрывало загадочности, творческого бунта.
Бунтарей в искусстве, особенно, в живописи – не перечесть, но лишь «бунтарь Малевич» занимает место рядом с классиками, от которых искусство не способно отказаться. Никогда...
Выскажу чужое мнение (ибо мое – прямо противоположное): Малевич способен удивлять – и удивляет, как и век назад.
Но меня удивил не Малевич, а кураторы выставки в Tate Modern, сумевшие сотворить невозможное.
Ибо появляется возможность находиться в окружении сотен величайших работ Малевича со всего мира.
Вряд ли такое представится еще раз...
Кто-то скажет – искусство деградирует, кто-то – таковы сегодняшние нравы, а кто-то – два «Черных квадрата» Малевича в одной лондонской галерее Tate Modern – бизнес, и ничего художественного.
Думаю – правы все, и только сама истина знает – кто, и в какой степени.
В лондонской галерее Tate Modern открывается масштабная выставка самого знаменитого русского абстракциониста Казимира Малевича.
Автопортреты
Мое отношение к нему таково, что я бы, пожалуй, на это событие не отреагировал, если бы не коллизия.
А она проста: в одном помещении, да еще каком - Tate Modern, впервые в истории живописи (возможно – были и другие похожие случаи, но я о них не знаю) встретятся два «Черных квадрата».
Из каталога выставки следует, что она «основывается на произведениях Малевича из величайших мировых коллекций и дает возможность взглянуть на творчество художника во всей его полноте».
Здесь будут представлены самые ранние русские пейзажи Мастера, полотна с изображением крестьян, картины на религиозные сюжеты.
По замыслу организаторов, посетители выставки смогут проследить его путь к абстрактной живописи и его самым знаменитым супрематистским композициям.
На этот раз удалось собрать почти все дошедшие до наших дней произведения, начиная с легендарной основополагающей выставки 0.10.
Малевич – живописец, Малевич – театральный художник, Малевич – автор работ в области архитектуры.
Мало кто знает (исключая специалистов), что одним из авторов (третий - после Михаила Матюшина и Алексея Кручёных) футуристической оперы «Победа над Солнцем» был Казимир Малевич. Кроме них, в постановке участвовали Велемир Хлебников и график Иосиф Школьник.
Место первой постановки - Санкт-Петербург, 1913 год, пьеса «в двух действиях, шести картинах».
На снимке (слева направо): М.Матюшин, А.Крученых, П.Филонов, И.Школьник, К.Малевич. Павел Филонов - художник−исследователь, поэт, один из лидеров русского авангарда, основатель, теоретик, практик и учитель аналитического искусства.
Иосиф Школьник - российский график, декоратор, литограф и сценограф, в 1913 году вместе с Павлом Филоновым оформлял постановку спектакля «Владимир Маяковский», и совместно с Казимиром Малевичем — постановку пьесы «Победа над Солнцем».
Опера построена на нелогичных суждениях (рассуждениях) в литературе, музыке, живописи.
Это ход мысли (мыслей), нарушающий законы и правила в искусстве.
И это – в полном согласии с творческими принципами Малевича.
Как кураторы выставки в Tate Modern смогли отразить алогизмы авторов – очень интересно.
Не стесняясь, критики того времени назвали оперу «умной заумью».
Я видел попытку постановки этой оперы в СТЭМ одного из московских институтов. Она, естественно, не удалась...
И вот в экспозиции в Tate Modern будут представлены эскизы Малевича к постановке этой авангардной оперы.
Хочется их посмотреть!
Любопытно сообщение авторов – «...выставка рассказывает о временном отказе Малевича от живописи в пользу преподавания и писательства, а также о часто обсуждаемом возвращении к фигуративной живописи в более поздний период жизни».
Кроме всемирно известных работ, устроители выставки обещают редкие рисунки, наброски и скетчи и самого Малевича, и его коллег и учеников.
Tate Modern получила множество работ Мастера из музеев Голландии, Греции, Германии, США, Франции.
Но больше всего – из России.
Работы живописца - в основном, в фондах Государственного Русского музея Санкт-Петербурга и Государственной Третьяковской галереи.
Те, кто летит в эти 2 культурные столицы России, желая увидеть Малевича, учтите – до 26 октября 2014 года их там не будет.
Впрочем, в музеях Москвы и Санкт-Петербурга есть что посмотреть и без Малевича.
Отметим – несколько работ (их число пока неизвестно) предоставили наследники Малевича.
А теперь – главное событие, то, с чего мы начали: впервые с 1915 года состоится встреча двух «Черных квадратов».
Это - самое знаменитое произведение художника, и оно было центральным экспонатом выставки 1915 года «0.10».
Художник тогда повесил картину в верхний угол зала, символизируя тем самым замену ею православной иконы.
Критики в то время писали – многие это не поняли, и Малевич сильно огорчился.
В последующие полтора десятка лет Мастер создал еще три «Черного квадрата» для различных выставок.
Принято называть их версиями, но ни в коем случае не копиями.
Два из них - от 1923 года рождения (из Русского музея) и от 1929 года (из Третьяковской галереи) - впервые предстанут вместе.
«Черный квадрат» любят и ненавидят, относятся к нему с восхищением и прохладно.
Итог – на нем, как ни на какой картине, покрывало загадочности, творческого бунта.
Бунтарей в искусстве, особенно, в живописи – не перечесть, но лишь «бунтарь Малевич» занимает место рядом с классиками, от которых искусство не способно отказаться. Никогда...
Выскажу чужое мнение (ибо мое – прямо противоположное): Малевич способен удивлять – и удивляет, как и век назад.
Но меня удивил не Малевич, а кураторы выставки в Tate Modern, сумевшие сотворить невозможное.
Ибо появляется возможность находиться в окружении сотен величайших работ Малевича со всего мира.
Вряд ли такое представится еще раз...