История жизни Геррита ван Хонтхорста и его картины
Статья из архива
Голландский живописец Геррит ван Хонтхорст – необычный художник, отличавшийся при жизни от собратьев по цеху, сегодня, в некотором смысле – забытый, известный, разве что - искусствоведам.
Он любил изображать ночь, да и работать по ночам тоже, отчего получил прозвище Герардо делла Нотте - ночной Герард.
Родился в Утрехте в 1590 году в семье художника.
Геррит ван Хонтхорст. Дуэт.
Учился в мастерской известного живописца Авраама Блумарта, и очень многое перенял у этого большого Мастера живописи из семьи художников.
Позже уехал в Италию, жил и работал в Риме.
Он был влюблен в Караваджо, вначале во всем копировал его, за что был определен искусствоведами того времени как мастер «утрехтского караваджизма».
Хонтхорст любил писать интимные жанровые сцены, библейские композиции, застолье, природу.
В его полотнах - эффект искусственного ночного освещения, изысканный колорит красок, ранее (до него) не сочетаемых между собой, мягкие светотеневые контрасты.
Слева – картина учителя ван Хонтхорста Авраама Блумарта «Пастушка. 1628. Кунстхалле. Карлсруэ», справа - Портрет Авраама Блумарта, автор - сын художника Генрих Блумарт. Обратите внимание на стиль, детали платья и обнаженную грудь – сопоставьте с героиней картины ван Хонтхорста «Дуэт».
Он любил музыкальные инструменты, особенно - лютню, музыкальные шалости, веселые шутки, лирику...
Влияние Караваджо, который в своих картинах использовал кьяроскуро с одним источником интенсивного света и глубокими тенями, проявилось в ночных сценах Хонтхорста.
Но он вернулся на родину и стал центром группы «утрехтских караваджистов» - именно он повлиял на Рембрандта и многих других мастеров Северной Европы.
Знаток классической живописи старых фламандцев сказал мне однажды – я стоял в Городском музее в Утрехте перед «Сводней», и подумал – а почему она сводит молодых именно ночью?
О, Мастер Хонтхорст отличался театрализацией, так называемой, живописной режиссурой мизансцен – будь то комедия или трагедия.
У себя на родине после возвращения из Рима он стал необычайно знаменит.
Геррит ван Хонтхорст. Автопортрет, справа - Молодая женщина, играющая на виоле де гамба, 1625.
Ему заказывают картины на религиозные темы, жанровые, на мифологические сюжеты.
В 1620-1640-е годы он написал множество больших картин-панно для украшения дворцов, в том числе - декоративных плафонов.
Им выполнено, в частности, живописное убранство Оранского зала дворца Huis ten Bosch - «Дома в лесу» — основного места проживания королевы Нидерландов, что когда-то было на окраине Гааги и даже за чертой города.
Зал славы дома Оранских пышно украшен живописью, над которой Геррит ван Хонтхорст работал в компании с самыми знатными художниками того времени - Якобом Йордансом, Томасом Босхартом и Яном Ливенсом.
Во время Второй мировой войны королева Вильгельмина уехала из оккупированной нацистами страны в Англию - в отместку оккупанты разорили и разрушили дворец.
И только после войны Huis ten Bosch был отреставрирован.
Однако восстановить полотна Великих Мастеров полностью не удалось...
Геррит ван Хонтхорст. Детство Христа, 1620. Эрмитаж, Россия.
Почему же я назвал Геррита ван Хонтхорста необычным художником?
Его принципиальное отличие от собратьев по цеху – разнообразное профессиональное видение техники живописи.
Он умел мгновенно переключаться с одной манеры живописи или техники - на другую.
Однажды, чтобы объяснить ученикам суть и содержание одного из стилей, он изобразил манеру... Антониса ван Дейка. Да так удачно, что даже специалисты не могли различить руки Мастеров.
Картины художника сегодня, хотя и представлены в экспозициях известнейших музеев и галерей мира, но Мастер забыт...
Забыт даже у себя на родине - в Утрехте, хотя при жизни был необычайно знаменит и уважаем.
Обратимся к заголовку – «История жизни Геррита ван Хонтхорста и его полотна» - о каком полотне идет речь?
Начало мая принесло сообщение – американское отделение Christie\'s на аукцион «Искусство старых мастеров» выставило картину ван Хонтхорста «Дуэт», проданную Эрмитажем еще в 30-х годах.
Знаменитое полотно написано в 1624 году, когда Мастер был на пике своего творчества.
Стартовая цена - 2 млн долларов, и это совсем немного для картин ван Хонтхорста.
У этого полотна удивительная история – оно находилось когда-то в коллекции графа Александра Строганова - художественного советника Екатерины II Великой и президента Императорской Академии художеств.
Картина передавалась по наследству и оставалась в семье Строгановых, пока в 1912 году ее вместе с другими полотнами из собрания Строганова, не разместили в Эрмитаже.
После революции 1917 года коллекция Эрмитажа была национализирована, а в 1931 году «Дуэт» был продан на знаменитом берлинском аукционе, организованном советским правительством.
Позднее в том же году полотно, пройдя через несколько рук, попало к известным коллекционерам, брату и сестре Бруно и Эллен Спиро.
Геррит ван Хонтхорст. Слева - Весельчак, 1624. Эрмитаж Россия, справа - Портрет молодого человека. Государственный музей. Амстердам.
В 1938 году национал-социалисты обменяли жизнь семьи евреев Спиро, в которой почти все были известные врачи, на виллу Спиро в Берлине и ее содержимое.
Семье разрешили выехать в Швейцарию, откуда они перебрались в США.
В чьих только немецких коллекциях не побывала картина!
Злые языки утверждают, что она даже висела в зале приемов на вилле Людвига Эрхарда - федерального канцлера Германии в 1963—1966 годах.
А в 1969 году неизвестный владелец (в нем-то досужие журналисты и обнаружили, якобы, дальнего родственника Эрхарда) продал картину на арт-рынке в Мюнхене Монреальскому музею изящных искусств.
В апреле 2013 года картина «Дуэт», усилиями международной группы по возвращению художественных ценностей, была передана потомкам Бруно Спиро.
Сводня, 1625 г. Городской музей, Утрехт
Но... Потомки, видимо, не столь богаты, как могло бы показаться, и выставили полотно ван Хонтхорста на аукцион...
Сюжет картины, которая размещена в начале текста, незамысловат. На ней изображены усатый мужчина, наглухо задрапированный в одежды, явно – чувственный, и молодая девушка, с открытым бюстом – насколько это было возможно, исходя из характера заказчика картины, о котором мы ничего не знаем.
Она держит в руках свечу, его же руки не видно, но можно представить – он обнимает ее сзади.
Вероятно – за талию.
Вместе они, глядя в открытую книгу с нотами (и словами), поют.
Пара слов об известной коллекции Строганова.
Специально для нее он построил картинную галерею в Строгановском дворце в Петербурге.
Коллекция великолепная: шедевры итальянских, испанских, французских и немецких Старых Мастеров, голландских и фламандских художников - Рембрандта, Питера Пауля Рубенса и Антониса ван Дейка.
Строганов известен также как щедрый меценат - он поддерживал художников своего времени - Жан-Батиста Греза, Мари-Луизу Элизабет Виже-Лебре, Юбера Робера и других.
Строганов – составитель первого в России каталога.
И последнее: если вы желаете приобрести картину Великого Мастера, у вас есть месяц на размышления.
Желаю успеха!
Голландский живописец Геррит ван Хонтхорст – необычный художник, отличавшийся при жизни от собратьев по цеху, сегодня, в некотором смысле – забытый, известный, разве что - искусствоведам.
Он любил изображать ночь, да и работать по ночам тоже, отчего получил прозвище Герардо делла Нотте - ночной Герард.
Родился в Утрехте в 1590 году в семье художника.
Геррит ван Хонтхорст. Дуэт.
Учился в мастерской известного живописца Авраама Блумарта, и очень многое перенял у этого большого Мастера живописи из семьи художников.
Позже уехал в Италию, жил и работал в Риме.
Он был влюблен в Караваджо, вначале во всем копировал его, за что был определен искусствоведами того времени как мастер «утрехтского караваджизма».
Хонтхорст любил писать интимные жанровые сцены, библейские композиции, застолье, природу.
В его полотнах - эффект искусственного ночного освещения, изысканный колорит красок, ранее (до него) не сочетаемых между собой, мягкие светотеневые контрасты.

Он любил музыкальные инструменты, особенно - лютню, музыкальные шалости, веселые шутки, лирику...
Влияние Караваджо, который в своих картинах использовал кьяроскуро с одним источником интенсивного света и глубокими тенями, проявилось в ночных сценах Хонтхорста.
Но он вернулся на родину и стал центром группы «утрехтских караваджистов» - именно он повлиял на Рембрандта и многих других мастеров Северной Европы.
Знаток классической живописи старых фламандцев сказал мне однажды – я стоял в Городском музее в Утрехте перед «Сводней», и подумал – а почему она сводит молодых именно ночью?
О, Мастер Хонтхорст отличался театрализацией, так называемой, живописной режиссурой мизансцен – будь то комедия или трагедия.
У себя на родине после возвращения из Рима он стал необычайно знаменит.

Ему заказывают картины на религиозные темы, жанровые, на мифологические сюжеты.
В 1620-1640-е годы он написал множество больших картин-панно для украшения дворцов, в том числе - декоративных плафонов.
Им выполнено, в частности, живописное убранство Оранского зала дворца Huis ten Bosch - «Дома в лесу» — основного места проживания королевы Нидерландов, что когда-то было на окраине Гааги и даже за чертой города.
Зал славы дома Оранских пышно украшен живописью, над которой Геррит ван Хонтхорст работал в компании с самыми знатными художниками того времени - Якобом Йордансом, Томасом Босхартом и Яном Ливенсом.
Во время Второй мировой войны королева Вильгельмина уехала из оккупированной нацистами страны в Англию - в отместку оккупанты разорили и разрушили дворец.
И только после войны Huis ten Bosch был отреставрирован.
Однако восстановить полотна Великих Мастеров полностью не удалось...

Почему же я назвал Геррита ван Хонтхорста необычным художником?
Его принципиальное отличие от собратьев по цеху – разнообразное профессиональное видение техники живописи.
Он умел мгновенно переключаться с одной манеры живописи или техники - на другую.
Однажды, чтобы объяснить ученикам суть и содержание одного из стилей, он изобразил манеру... Антониса ван Дейка. Да так удачно, что даже специалисты не могли различить руки Мастеров.
Картины художника сегодня, хотя и представлены в экспозициях известнейших музеев и галерей мира, но Мастер забыт...
Забыт даже у себя на родине - в Утрехте, хотя при жизни был необычайно знаменит и уважаем.
Обратимся к заголовку – «История жизни Геррита ван Хонтхорста и его полотна» - о каком полотне идет речь?
Начало мая принесло сообщение – американское отделение Christie\'s на аукцион «Искусство старых мастеров» выставило картину ван Хонтхорста «Дуэт», проданную Эрмитажем еще в 30-х годах.
Знаменитое полотно написано в 1624 году, когда Мастер был на пике своего творчества.
Стартовая цена - 2 млн долларов, и это совсем немного для картин ван Хонтхорста.
У этого полотна удивительная история – оно находилось когда-то в коллекции графа Александра Строганова - художественного советника Екатерины II Великой и президента Императорской Академии художеств.
Картина передавалась по наследству и оставалась в семье Строгановых, пока в 1912 году ее вместе с другими полотнами из собрания Строганова, не разместили в Эрмитаже.
После революции 1917 года коллекция Эрмитажа была национализирована, а в 1931 году «Дуэт» был продан на знаменитом берлинском аукционе, организованном советским правительством.
Позднее в том же году полотно, пройдя через несколько рук, попало к известным коллекционерам, брату и сестре Бруно и Эллен Спиро.

В 1938 году национал-социалисты обменяли жизнь семьи евреев Спиро, в которой почти все были известные врачи, на виллу Спиро в Берлине и ее содержимое.
Семье разрешили выехать в Швейцарию, откуда они перебрались в США.
В чьих только немецких коллекциях не побывала картина!
Злые языки утверждают, что она даже висела в зале приемов на вилле Людвига Эрхарда - федерального канцлера Германии в 1963—1966 годах.
А в 1969 году неизвестный владелец (в нем-то досужие журналисты и обнаружили, якобы, дальнего родственника Эрхарда) продал картину на арт-рынке в Мюнхене Монреальскому музею изящных искусств.
В апреле 2013 года картина «Дуэт», усилиями международной группы по возвращению художественных ценностей, была передана потомкам Бруно Спиро.

Но... Потомки, видимо, не столь богаты, как могло бы показаться, и выставили полотно ван Хонтхорста на аукцион...
Сюжет картины, которая размещена в начале текста, незамысловат. На ней изображены усатый мужчина, наглухо задрапированный в одежды, явно – чувственный, и молодая девушка, с открытым бюстом – насколько это было возможно, исходя из характера заказчика картины, о котором мы ничего не знаем.
Она держит в руках свечу, его же руки не видно, но можно представить – он обнимает ее сзади.
Вероятно – за талию.
Вместе они, глядя в открытую книгу с нотами (и словами), поют.
Пара слов об известной коллекции Строганова.
Специально для нее он построил картинную галерею в Строгановском дворце в Петербурге.
Коллекция великолепная: шедевры итальянских, испанских, французских и немецких Старых Мастеров, голландских и фламандских художников - Рембрандта, Питера Пауля Рубенса и Антониса ван Дейка.
Строганов известен также как щедрый меценат - он поддерживал художников своего времени - Жан-Батиста Греза, Мари-Луизу Элизабет Виже-Лебре, Юбера Робера и других.
Строганов – составитель первого в России каталога.
И последнее: если вы желаете приобрести картину Великого Мастера, у вас есть месяц на размышления.
Желаю успеха!
Похожие материалы
- Приглашаем на Фестиваль путешествий во времени в Ашкелоне
- Фестиваль «Путешествие во времени-2» стартует в Ашкелоне
- Вот те на! Ученые доказали, что граф Дракула был веганом
- Самые короткие литературные шедевры всех времен и народов
- 9 Ава — национальный день траура народа Израиля: история, законы, обычаи