«Абстрактная картина» за конкретные 34 млн долларов
Статья из архива
Когда в ноябре 2010 года, в Нью-Йорке, на аукционе «Послевоенное и современное искусство» (Post-War and Contemporary Art) картины Герхарда Рихтера были указаны в разделе «Лидирующие лоты аукциона», я был поражен.
Более того, Рихтер был в одном «пакете» с уже известными мастерами «современного искусства» Энди Уорхолом и Роем Лихтенштайном.
При этом предварительный совокупный эстимейт группы был определен в размере более 80 млн долларов.
Впрочем... После публикации Рейтинга-2008 10 лучших художников, принесших наибольшую прибыль своим владельцам, я – в то время, уже ничему не удивлялся.
В Рейтинге-2008 после Пабло Пикассо с результатом 262 млн долларов и Фрэнсиса Бэкона (256), значились Энди Уорхол (236) и Дэмиен Херст (230).
И лишь после них с большим отставанием классики Клод Моне (174) и Альберто Джакометти (132 млн долларов).
На 7-м месте был мало кому известный Герхард Рихтер со 122 млн долларов, опережая даже самого Эдгара Дега (111).
Чудеса – да и только!
...Сообщение – на недавнем октябрьском аукционе (статья была написана в 2012 году) послевоенного и современного искусства в Лондоне «Абстрактная картина», сегодня - всемирно известного немецкого художника, Герхарда Рихтера была продана за 34 млн долларов, уже никого не удивляет.
А в ноябре 2010 года в Нью-Йорке бременский Музей Современного Искусства выставил на продажу полотно «Матросы», попросив за него 8 млн долларов.
На мировой сцене современного искусства Герхард Рихтер - один из самых дорогих художников, цена которого – миллионы и десятки миллионов долларов на всех без исключения аукционах.
«Абстрактная картина» - это серия работ, начало которых датируется 1994 годом.
Художник поступил мудро: после первой успешно проданной картины, Мастер – чего придумывать, вторую назвал тем же именем.
А потом третью, четвертую...
Сегодня уже, наверное, и сам автор не знает, сколько у него – из-под его кисти, вышло «Абстрактных картин».
Кстати сказать, последняя проданная из этой серии работа художника ранее принадлежала британскому рок-музыканту Эрику Клэптону.
Sotheby\'s планировал получить за нее 20 млн долларов, а продал в 1.7 раза дороже...
Но вот что странно – искусствоведы пожимают плечами: все полотна серии «Абстрактная картина» оцениваются экспертами Sotheby\'s по-разному. Скажем, написанная тремя годами позже проданной за 20 млн долларов, «ушла» всего за 3 млн...
Но если Рихтера в последние годы расхватывают, то полотна основателя поп-арта Энди Уорхола участники аукционов встречают на удивление прохладно. Большую часть его работ оценивают низко, а продают - еще ниже.
Да что ниже – несколько его картин вообще остались не проданными.
Портрет «американской женщины-кабаре», артистки и певицы Лайзы Минелли (на коллаже - слева), продан менее чем за 600 тысяч долларов, хотя эксперты установили начальную цену в 640 тысяч.
Да и автопортрет самого Энди Уорхола из серии «цветных» принес организаторам всего 770 тысяч долларов, хотя планировалось выручить за него не менее 800 тысяч.
Эксперты в растерянности – что случилось, ведь в феврале 2011 автопортрет Уорхола из серии «11 автопортретов 1967 года» был продан на торгах той же Christie\'s за 17 млн долларов!
Любопытно, стоимость лота в два раза превысила его предварительную оценку. А покупатель (по мнению экспертов – странный) пожелал остаться неизвестным.
Вы видите проданный портрет (на коллаже - справа) - красно-белая шелкография размером 183х183 см, Уорхол изображен на ней с рукой у рта. Картина находилась в частной коллекции, начиная с 1974 года.
Пять автопортретов этой серии хранятся в различных музеях, в том числе в галерее Тейт в Лондоне и в Музее современного искусства в Сан-Франциско.
И все же, герой последнего аукциона - Герхард Рихтер. Ему – более 80, родился в Дрездене, живет в Кёльне, статус - современный художник Германии. И не случайно - его произведения включены в коллекции крупнейших музеев Европы.
Герхард Рихтер – лидер списка самых дорогих и успешных мастеров современной немецкой живописи.
Сам художник свой творческий стиль полвека назад называл «капиталистический реализм». Было время - Рихтер работал на стыке живописи и фотографии: не мудрствуя лукаво, он рисовал картины с обычных фотокарточек. Ни тебе какой-то особой идеи, ни капризных натурщиц, ни творческих сомнений и метаний...
Его упрекали в поп-арте, а он не соглашался - интерпретировал это как особый вид искусства.
Где композиция, цвет, игра, где здесь вообще творчество? – Спрашивали его.
Рихтер однажды резко заявил: «...Я не преследую никакой особой цели, не придерживаюсь никакой системы или направления. Я – не политик. У меня нет программы, стиля, курса следования».
Но стиль, все же, поменял – в 1972-73 годах написал серию картин в духе минимализма, озаглавленных «Серое». Это были плоские и монохромные поверхности.
И долгие годы потом не мог оторваться от взятого курса: продолжал писать абстрактные полотна, но все чаще - цветные, используя печатную продукцию, любительскую и профессиональную фотографию.
«Фотокартины» - так называется его серия, в которой он переносил фотографии на холст и составлял из них черно-белые композиции.
Но часто увеличивал вырезки в размерах и затушевывал формы, чтобы картина смотрелась более сглаженной и гармоничной.
Многим странным представляется и инструмент - большие шпатели и скребки, с помощью которых мастер размазывал простые цвета, получая непредсказуемые оттенки пятен и полос.
Впрочем – полюбуйтесь сами на этот шедевр! Не согласны с определением? Да, что вы – значит, скажут вам искусствоведы, вы не разбираетесь!
Пусть так – с чужим мнением не поспоришь, а свое высказывать нельзя – «специалистами по Рихтеру» не принимается.
Но результат выглядел издевкой над теорией распределения цвета и принципами художественной композиции.
Рихтер считал, что противопоставляет кажущуюся объективность картинных образцов - реальности, которая открывалась зрителям в его картинах.
Похоже, он полагал, что до него реальных, в свете ламп, в цвете, красках, на возвышении никто обнаженных женщин не видел.
В 60-х, под шквалом критики, он стал нести миру реальность в этой, поистине, прекрасной сфере жизни: центральными образами его картин стали эротические фото с обнаженными натурами.
«Эма. Обнаженная на ступеньках» - полотно 1966 года (на самом верхнем коллаже), была первой пробой его эротического пера.
Но как быть с цветами – обнаженная красивая женщина в черно-белых тонах?
Нет – это уже слишком, и он скупо, но расцветил тело – впадины и выпуклости, обнаженной женщины, спускающейся по лестнице.
Злые языки говорят, его критиковали со всех сторон – одним не нравилась фигура, другим – бюст, третьим – форма бедер, четвертым – как он изобразил...
Рихтер, будучи покладистым, переписывал картину несколько раз. Но однажды его осенило – и он поместил свою «Эму» в небольшое облако, туман, дымку...
А чтобы не видна была форма бюста – заретушировал его белым...
Загар, что ли? И где он видел такой загар...
Несуразно, невнятно, непонятно – что хотел сказать автор, но успех у зрителей был настолько велик, насколько велика была критика.
И Рихтер после «обнаженных» перешел к краскам – создал серию картин под названием «Цветные таблички», и уже не фотокарточки служили ему вдохновением, а фантазии.
Сначала он переносил нужные цвета на полотно в виде точечного узора, а потом, как Бог на душу положит, разрисовывал их соединительными линиями.
И наконец – в начале 70-х, как он сам считал, разработал концепцию ландшафтной живописи.
Однако рисовал все с тех фотокарточек - из архитектурных журналов, снимки городских кварталов и улиц, горных и ледниковых массивов с высоты птичьего полета.
В 1968 году появились первые полотна из серии «Ландшафты» - «Морские зарисовки» и «Картины небес». Но и они, как и обнаженная Эма, видны, будто сквозь вуаль.
И, наконец, в середине 70-х Рихтер окончательно перешел на цветовую живопись.
«Абстрактные картины» он определял как «фиктивные модели, отражающие действительность, которую мы не можем ни увидеть, ни описать».
И хотя Рихтер позиционировал себя «вне политики», в конце 80-х создал серию из 15 серых полотен под названием «18 октября 1977 года».
Он вновь вернулся к фотографиям, на этот раз с заключенными в тюрьму и казненными членами радикального движения «Фракция Красной Армии».
Но продолжал утверждать – «...он не увлекся политикой и не собирался увековечить экстремистов, его поразили общественные устремления этих людей, устрашающая мощь идеи, за которую не жалко умереть».
Можно ли из его картин создать (себе) мировоззрение, хотя бы – его элементы, получить сравнительный анализ, составить для себя образ прекрасного, пример для подражания?
Ведь это, собственно, и есть одно из предназначений искусства...
Мир, приобретая работы это странного мастера по баснословным ценам (я, все же, как видите, ни разу не назвал его живописцем), следует моде, спросу, а не идеалам жизни.
Возможно, я не прав...
Когда в ноябре 2010 года, в Нью-Йорке, на аукционе «Послевоенное и современное искусство» (Post-War and Contemporary Art) картины Герхарда Рихтера были указаны в разделе «Лидирующие лоты аукциона», я был поражен.
Более того, Рихтер был в одном «пакете» с уже известными мастерами «современного искусства» Энди Уорхолом и Роем Лихтенштайном.
При этом предварительный совокупный эстимейт группы был определен в размере более 80 млн долларов.
Впрочем... После публикации Рейтинга-2008 10 лучших художников, принесших наибольшую прибыль своим владельцам, я – в то время, уже ничему не удивлялся.
В Рейтинге-2008 после Пабло Пикассо с результатом 262 млн долларов и Фрэнсиса Бэкона (256), значились Энди Уорхол (236) и Дэмиен Херст (230).
И лишь после них с большим отставанием классики Клод Моне (174) и Альберто Джакометти (132 млн долларов).
На 7-м месте был мало кому известный Герхард Рихтер со 122 млн долларов, опережая даже самого Эдгара Дега (111).
Чудеса – да и только!
...Сообщение – на недавнем октябрьском аукционе (статья была написана в 2012 году) послевоенного и современного искусства в Лондоне «Абстрактная картина», сегодня - всемирно известного немецкого художника, Герхарда Рихтера была продана за 34 млн долларов, уже никого не удивляет.
А в ноябре 2010 года в Нью-Йорке бременский Музей Современного Искусства выставил на продажу полотно «Матросы», попросив за него 8 млн долларов.
На мировой сцене современного искусства Герхард Рихтер - один из самых дорогих художников, цена которого – миллионы и десятки миллионов долларов на всех без исключения аукционах.
«Абстрактная картина» - это серия работ, начало которых датируется 1994 годом.
Художник поступил мудро: после первой успешно проданной картины, Мастер – чего придумывать, вторую назвал тем же именем.
А потом третью, четвертую...
Сегодня уже, наверное, и сам автор не знает, сколько у него – из-под его кисти, вышло «Абстрактных картин».
Кстати сказать, последняя проданная из этой серии работа художника ранее принадлежала британскому рок-музыканту Эрику Клэптону.
Sotheby\'s планировал получить за нее 20 млн долларов, а продал в 1.7 раза дороже...
Но вот что странно – искусствоведы пожимают плечами: все полотна серии «Абстрактная картина» оцениваются экспертами Sotheby\'s по-разному. Скажем, написанная тремя годами позже проданной за 20 млн долларов, «ушла» всего за 3 млн...
Но если Рихтера в последние годы расхватывают, то полотна основателя поп-арта Энди Уорхола участники аукционов встречают на удивление прохладно. Большую часть его работ оценивают низко, а продают - еще ниже.
Да что ниже – несколько его картин вообще остались не проданными.
Портрет «американской женщины-кабаре», артистки и певицы Лайзы Минелли (на коллаже - слева), продан менее чем за 600 тысяч долларов, хотя эксперты установили начальную цену в 640 тысяч.
Да и автопортрет самого Энди Уорхола из серии «цветных» принес организаторам всего 770 тысяч долларов, хотя планировалось выручить за него не менее 800 тысяч.
Эксперты в растерянности – что случилось, ведь в феврале 2011 автопортрет Уорхола из серии «11 автопортретов 1967 года» был продан на торгах той же Christie\'s за 17 млн долларов!
Любопытно, стоимость лота в два раза превысила его предварительную оценку. А покупатель (по мнению экспертов – странный) пожелал остаться неизвестным.
Вы видите проданный портрет (на коллаже - справа) - красно-белая шелкография размером 183х183 см, Уорхол изображен на ней с рукой у рта. Картина находилась в частной коллекции, начиная с 1974 года.
Пять автопортретов этой серии хранятся в различных музеях, в том числе в галерее Тейт в Лондоне и в Музее современного искусства в Сан-Франциско.
И все же, герой последнего аукциона - Герхард Рихтер. Ему – более 80, родился в Дрездене, живет в Кёльне, статус - современный художник Германии. И не случайно - его произведения включены в коллекции крупнейших музеев Европы.
Герхард Рихтер – лидер списка самых дорогих и успешных мастеров современной немецкой живописи.
Сам художник свой творческий стиль полвека назад называл «капиталистический реализм». Было время - Рихтер работал на стыке живописи и фотографии: не мудрствуя лукаво, он рисовал картины с обычных фотокарточек. Ни тебе какой-то особой идеи, ни капризных натурщиц, ни творческих сомнений и метаний...
Его упрекали в поп-арте, а он не соглашался - интерпретировал это как особый вид искусства.
Где композиция, цвет, игра, где здесь вообще творчество? – Спрашивали его.
Рихтер однажды резко заявил: «...Я не преследую никакой особой цели, не придерживаюсь никакой системы или направления. Я – не политик. У меня нет программы, стиля, курса следования».
Но стиль, все же, поменял – в 1972-73 годах написал серию картин в духе минимализма, озаглавленных «Серое». Это были плоские и монохромные поверхности.
И долгие годы потом не мог оторваться от взятого курса: продолжал писать абстрактные полотна, но все чаще - цветные, используя печатную продукцию, любительскую и профессиональную фотографию.
«Фотокартины» - так называется его серия, в которой он переносил фотографии на холст и составлял из них черно-белые композиции.
Но часто увеличивал вырезки в размерах и затушевывал формы, чтобы картина смотрелась более сглаженной и гармоничной.
Многим странным представляется и инструмент - большие шпатели и скребки, с помощью которых мастер размазывал простые цвета, получая непредсказуемые оттенки пятен и полос.
Впрочем – полюбуйтесь сами на этот шедевр! Не согласны с определением? Да, что вы – значит, скажут вам искусствоведы, вы не разбираетесь!
Пусть так – с чужим мнением не поспоришь, а свое высказывать нельзя – «специалистами по Рихтеру» не принимается.
Но результат выглядел издевкой над теорией распределения цвета и принципами художественной композиции.
Рихтер считал, что противопоставляет кажущуюся объективность картинных образцов - реальности, которая открывалась зрителям в его картинах.
Похоже, он полагал, что до него реальных, в свете ламп, в цвете, красках, на возвышении никто обнаженных женщин не видел.
В 60-х, под шквалом критики, он стал нести миру реальность в этой, поистине, прекрасной сфере жизни: центральными образами его картин стали эротические фото с обнаженными натурами.
«Эма. Обнаженная на ступеньках» - полотно 1966 года (на самом верхнем коллаже), была первой пробой его эротического пера.
Но как быть с цветами – обнаженная красивая женщина в черно-белых тонах?
Нет – это уже слишком, и он скупо, но расцветил тело – впадины и выпуклости, обнаженной женщины, спускающейся по лестнице.
Злые языки говорят, его критиковали со всех сторон – одним не нравилась фигура, другим – бюст, третьим – форма бедер, четвертым – как он изобразил...
Рихтер, будучи покладистым, переписывал картину несколько раз. Но однажды его осенило – и он поместил свою «Эму» в небольшое облако, туман, дымку...
А чтобы не видна была форма бюста – заретушировал его белым...
Загар, что ли? И где он видел такой загар...
Несуразно, невнятно, непонятно – что хотел сказать автор, но успех у зрителей был настолько велик, насколько велика была критика.
И Рихтер после «обнаженных» перешел к краскам – создал серию картин под названием «Цветные таблички», и уже не фотокарточки служили ему вдохновением, а фантазии.
Сначала он переносил нужные цвета на полотно в виде точечного узора, а потом, как Бог на душу положит, разрисовывал их соединительными линиями.
И наконец – в начале 70-х, как он сам считал, разработал концепцию ландшафтной живописи.
Однако рисовал все с тех фотокарточек - из архитектурных журналов, снимки городских кварталов и улиц, горных и ледниковых массивов с высоты птичьего полета.
В 1968 году появились первые полотна из серии «Ландшафты» - «Морские зарисовки» и «Картины небес». Но и они, как и обнаженная Эма, видны, будто сквозь вуаль.
И, наконец, в середине 70-х Рихтер окончательно перешел на цветовую живопись.
«Абстрактные картины» он определял как «фиктивные модели, отражающие действительность, которую мы не можем ни увидеть, ни описать».
И хотя Рихтер позиционировал себя «вне политики», в конце 80-х создал серию из 15 серых полотен под названием «18 октября 1977 года».
Он вновь вернулся к фотографиям, на этот раз с заключенными в тюрьму и казненными членами радикального движения «Фракция Красной Армии».
Но продолжал утверждать – «...он не увлекся политикой и не собирался увековечить экстремистов, его поразили общественные устремления этих людей, устрашающая мощь идеи, за которую не жалко умереть».
Можно ли из его картин создать (себе) мировоззрение, хотя бы – его элементы, получить сравнительный анализ, составить для себя образ прекрасного, пример для подражания?
Ведь это, собственно, и есть одно из предназначений искусства...
Мир, приобретая работы это странного мастера по баснословным ценам (я, все же, как видите, ни разу не назвал его живописцем), следует моде, спросу, а не идеалам жизни.
Возможно, я не прав...