Мошенничество и разгильдяйство: как случилось, что каждый шестой автомобиль в Израиле имеет знак инвалида
На сегодняшний день, согласно данным министерства транспорта, более 660 тысяч автомобилей в Израиле (порядка 16% от общего количества автомобилей) имеют знак инвалида, и только за последние два года их количество выросло на 50%. Говорит ли это о том, что Израиль фактически является страной людей с физическими ограничениями, значительно обоняя другие страны: в США соотношение составляет 10%, в Канаде 7,4%, в европейских странах около 5%-6%?
Столь высокий процент автомобилей со знаком инвалида можно попытаться объяснить особой ситуацией с безопасностью в Израиле, находящей свое отражение в пострадавших в терактах и во время боевых действий. Но на самом деле все намного прозаичнее, как это очень часто происходит в нашей стране. Виноваты выдающееся стремление израильтян к побочному заработку и непродуманная система, в данном случае система выдачи знаков инвалида для автомобилей.
Сотни тысяч знаков были выданы незаконно
Сегодня утром, в понедельник, полиция сообщила об аресте восьми подозреваемых и еще 12 человек по подозрению в незаконной выдаче знаков инвалида для автомобилей. Среди подозреваемых есть и врачи.
По данным министерства транспорта, к 2020 году было выдано около 90 тысяч знаков инвалида для автомобилей, а в 2024 году их число уже достигло 665 тысяч. По оценкам полиции, подозреваемые несут ответственность за выдачу сотен тысяч значков инвалидов. По подозрению, знаки были выданы с согласия минтранса после того, как были использованы медицинские документы, свидетельствующие о проблемах с передвижением заявителей, однако на практике люди были полностью здоровы, а медицинские документы были подделаны.
В рамках расследования полиция намерена допросить сотни подозреваемых, получивших знаки инвалидов, хотя не имели на них права. В полиции заявляют, что намерены провести повторную проверку десятков тысяч знаков, полученных людьми, и не исключено, что значительная часть таких знаков будет аннулирована. По данным минтранса, потери доходов государства от дорожных сборов достигают сотен миллионов шекелей в год.
Секрет Полишинеля: необязательно быть инвалидом для получения знака инвалида
Давно известно, что сегодня совсем не обязательно действительно испытывать трудности с передвижением из-за инвалидности, чтобы получить знак инвалида для автомобиля. Посреднические компании предлагают свои услуги за 1920 шекелей, что в целом недорого, учитывая хотя бы тот факт, что инвалид не должен платить ежегодный сбор для владельцев автомобилей в размере более тысячи шекелей.
Появление посредников, умеющих выбивать из министерства транспорта знаки инвалидов для своих клиентов, привело к тому, что за последние два года их количество выросло с 406 тысяч до 613 тысяч, то есть на 50%.
Нет ничего удивительного, что спрос на знак инвалида для автомобиля постоянно растет: еще до начала войны «Железных мечей» ежемесячно выдавали до 10 тысяч новых знаков инвалида. Ведь такой знак является своего рода решением проблемы парковки в любом месте.
Следует отметить, что даже если на тротуаре или в другом запрещенном для парковки месте припарковался не имеющий проблем с передвижением водитель, на автомобиле которого есть знак инвалида, сделать с этим ничего нельзя. Проверить право водителя на парковку может только сотрудник полиции и только в момент парковки. Подобное совпадение может произойти исключительно случайно.
Несовершенные правила оставляются без парковки тех, кто в ней нуждается
На сегодняшний день знак инвалида закреплен не за человеком, а за автомобилем. Инвалид, в распоряжении которого имеются несколько автомобилей, может получить дополнительный знак, но не более двух. По данным, опубликованным министерством транспорта два года назад, на каждого инвалида приходится в среднем 1,5 знака.
В 2018 году поступило предложение привязывать знак инвалида, предоставляющий право парковаться на специальных местах, не к регистрационному номеру автомобиля, а к самому инвалиду. Инициатор законопроекта, скончавшийся в 2022 году кнессета депутат Илан Гилон, страдавший от инвалидности в конечностях и передвигавшийся с помощью инвалидного кресла, полагал, что нововведение расширит возможности доступа инвалидов к парковочным местам, а также позволит ограничить использование специальных парковок не инвалидами — зачастую вторым знаком пользуются люди, не имеющие ограничений, занимая таким образом особые стоянки исключительно ради собственного удобства.
Но законопроект не получил поддержки, и по-прежнему, в отличие от других стран, знак инвалида в Израиле закреплен за автомобилем, а точнее за двумя. В настоящее знаки выпускаются без указания регистрационного номера автомобиля (на талоне указано, что данные автомобиля содержатся в реестре Отдела прав и лицензий).
Владельцы автопарковок и представители органов местной власти, а также представители общественности, могут проверить номер автомобиля в базе данных, которая обновляется каждую ночь. В этой базе данных содержатся все автомобили, на которые зарегистрированы знаки для инвалидов.
Еще одна лакуна в системе позволяет не возвращать знаки инвалида тем людям, которые более не испытывают сложностей с передвижением. С марта 2019 года парковочные талоны действуют пожизненно, тогда как ранее их действие было необходимо продлевать каждые 8 лет.
Все это создает неудобства прежде всего самим инвалидам, так как те из них, кто действительно испытывает трудности с передвижением, не могут найти свободную стоянку, предназначенную для людей с ограничениями.
Чтобы как-то исправить ситуацию, в министерстве транспорта намерены разработать правила, закрепляющие часть предназначенных для инвалидов парковочных мест для передвигающихся в инвалидном кресле. Пока неизвестно, когда именно это произойдет.
Кому полагается знак инвалида?
Согласно сайту Службы национального страхования, инвалиды, соответствующие одному из нижеперечисленных критериев, имеют право на получение знака:
- инвалиды, нуждающиеся в транспортном средстве для передвижения в связи с инвалидностью ног;
- инвалид со степенью инвалидности не менее 60%, если передвижение по дорогам без транспортного средства может отрицательно сказаться на состоянии его здоровья;
- инвалид, испытывающий ограничения в ходьбе и нуждающийся в инвалидной коляске для передвижения.
Виды знаков для инвалидов
- Обычный парковочный талон для инвалидов (с зеленым треугольником)
- Парковочный талон с инвалидной коляской (с синим прямоугольником)
- Обычный парковочный талон для инвалидов Министерства обороны (с зеленым треугольником и с анемоном)
- Парковочный талон с инвалидной коляской Министерства обороны (с белым прямоугольником и анемоном)
Следует отметить, что Закон о парковках для инвалидов не делает различий между различными видами знаков для инвалидов.
Автор Юрий Легков
Похожие материалы
- Израильская лазерная ПРО получила престижную мировую премию
- Отчет госконтролера о поддержке резервистов в войне Железные мечи: государство их бросило
- Переполох в Харише: невнимательный папаша породил слухи о попытке похищения ребенка
- Теракт на перекрестке Гуш-Эцион: четыре человека ранены, один - в критическом состоянии (скончался)
- Трагедия в детсаду: шестимесячная девочка умерла вследствие инцидента











