Вход Регистрация
ASHKELON.RU - Ашкелон | Израиль | Новости сегодня
вторник, 15 октября 00:35


Арктический транспорт – нефть, газ и грузы, оседлает Китай

Статья из архива полуторагодовой давности.


На пленарном заседании глав правительств стран СБЕР - Совета Баренцева моря и Евроарктического региона, в речах участников вырисовываются общие контуры системы Арктического транспорта.

Арктика богата запасами газа и нефти, и, что не менее важно – наиболее удобная транспортная магистраль между Европой, Азией и Америкой.

Арктика – это еще и самая благоприятная зона изучения мирового климата.

В 2008 году страны, претендующие на Арктику, подписали соглашение – обещали придерживаться существующих международных договоров и не заключать новых соглашений - согласились соблюдать Конвенцию ООН от 1982 года как правовой режим Арктического шельфа.

Но улыбнулись китайцы и корейцы – у них есть деньги и прекрасный флот, как транспортный, так и танкерный, и никто их в этой сфере технологического строительства не догонит.

Даже американцы.

И они, зная свои возможности, еще несколько лет назад вступили в борьбу за самый крупный и выгодный сегмент Арктики - систему Арктического транспорта.

Арктических стран 5 – США, Россия, Канада, Норвегия и Дания.

Самая большая протяженность береговой линии, вы будете удивлены – у Канады.

Но самое выгодное геостратегическое положение занимает Россия.

Она же – и самая технологически не подготовленная к работе в Арктике.

Спасут ли ее совместные арктические проекты с крупными нефтегазовыми компаниями мира?

Не спасут – гиганты шельфовой добычи технологии не передадут, и пока не факт, что российский участок Арктики более богат, чем у других.

А на морское транспортное владычество не хватает ни средств, ни технологий, ни техники, хотя когда-то Россия первенствовала в научном изучении Арктики.

Что же сегодня?

Емкость Северного морского пути, по мнению аналитиков, такова, что ее в ближайшие годы не освоить, и потому говорить о размерах – не стоит.

Россия заявляет о 10 млн тонн грузов в год.

Если это так, то работы хватит всем: и транспортникам, и хозяевам приокеанской инфраструктуры - портов, транспортных коммуникаций, включая новые железнодорожные пути, системы мониторинга, навигации и связи.

Это – очень дорогой сегмент, который будет успешно работать в связке с высокотехнологичным транспортом.

Но пока собственные возможности России таковы: в 2012 году по Северному морскому пути прошло 46 судов, годом ранее – 34, а еще годом ранее – 4...

Первый китайский ледокол Сюэлун (Снежный дракон) прошел по Севморпути в 2012 году.

Летом 2013 Китайская судоходная компания планирует открыть в этом районе регулярные коммерческие рейсы.

Китай странным образом – с точки зрения России, объявил о сенсационных планах освоения океана, который привычно назвать «полярными владениями СССР».

И если бы один Китай – не спрашивая мнения России и в обход ее, Корея, Индия и Сингапур готовятся направить свои суда по Северному морскому пути.

Участники СБЕР, учрежденного в 1993 году по инициативе Норвегии, а это - Россия, Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия, Швеция, а также Европейская комиссия, с удивлением наблюдают, как страны Юго-Восточной Азии на воздушной подушке из денег и технологий, не считаясь с мнением Совета, осваивают, формально – чужую, территорию.

И можно не сомневаться – освоят.

Причем – в честной конкуренции, предложив всем, в том числе – и странам СБЕР, выгодные тарифы.

Читая о программе заседания Совета Баренцева моря и Евроарктического региона – обсуждаемых проблемах, планах на будущее, хорошо понимаешь, члены Совета занимаются политикой, обсуждают то, что зависит не от них (не только от них), а от стран, имеющих деньги и технологии.

Глядя на них китайцы, наверное, потирают руки – как все у этих европейцев запущено: изобретают и договариваются о приоритетах, создании собственных инструментов финансирования проектов.

Китайцы понять не могут – все еще продолжают говорить об инновациях, модернизации...

Сколько можно?

Рассуждают о равных подходах регионов к участию в программах, создании в перспективе единого рынка рабочей силы и безвизового режима взаимных поездок, совершенствовании координации между северными региональными советами...

Пока владельцы Арктики рассуждают ни о чем, Китай и Ко, вкладывают средства, технологии, и покупают все скопом.

С золотым сплавом бизнеса – деньгами Китая, помноженными на технологии Южной Кореи, спорить трудно – если не невозможно.

А европейцы что-то обсуждают и обсуждают.

Уже 20 лет...