От «Героики» до Танго: разнообразие контрастов
Вот и подошло время открытия нового абонементного сезона симфонической музыки в "Гейхал а-Тарбут" Ашкелона.
'Первый концерт… Это всегда особенно ответственно и немного таинственно: каким он будет? Что принесёт? Насколько оправдает ожидания? И уже первый концерт нового сезона как будто отвечает: сезон будет очень насыщенным, интересным, масштабным и многообразным.
Судите сами: впервые в нашем абонементе Хайфский Симфонический оркестр, созданный ещё в 1952-м году и выросший из небольшого, исполнявшего, в основном, популярную классику, коллектива. Сегодня – это один из ведущих оркестров Израиля, насчитывающий около восьмидесяти музыкантов, множество концертных программ и многочисленные гастроли. За дирижёрским пультом в этот вечер – известный израильский композитор, дирижёр, пианист, лауреат нескольких престижных международных и израильских премий, в том числе, двух премий Премьер-министра Израиля, Беньямин Юсупов.
В программе всего два сочинения – по одному в каждом отделении. Но сколько разнообразия музыкальных настроений, стилистического богатства, образной глубины и масштабности они в себя вобрали! Одно из них - великая «Героическая» Симфония Бетховена №3, открывшая, (и, подчеркну, едва ли не первой!) симфонизм 19-го столетия. Она создана в 1803-4-м годах как небывалое для того времени музыкальное явление, расширившее горизонты симфонического творчества, ибо «в этой Симфонии раскрылась впервые вся необъятная, изумительная сила творческого гения Бетховена». Это слова Чайковского. И хотя первое исполнение «Героической» на «широкой» публике в 1805-м году в Вене было встречено очень холодно, и даже враждебно, симфония, несомненно, стала началом новой музыкальной эпохи, отразившей многие явления духовной жизни своего времени, давшей обильную пищу для искусства и идей героического плана, и, вместе с тем, подлинной высочайшей человечности.
Название принадлежит самому Бетховену, который отказался от первоначального замысла посвятить новое сочинение Наполеону. Таким оно и осталось в истории музыки. И признаем – это очень точное название: по крайней мере, в трёх частях из четырёх – ПЕРВОЙ, ВТОРОЙ и ЧЕТВЁРТОЙ – героика, причём, очень разного плана, преобладает, определяя собой основное содержание произведения. Первая часть – самая масштабная – героика борьбы, драматических столкновений. Вторая – знаменитый «Траурный марш». По словам Ромен Ролана, «герой погиб, но гроб с его телом несёт всё человечество». Финал (4-я часть) – грандиозное торжество героической победы – вариации на две типично бетховенские темы. И только ТРЕТЬЯ часть – Скерцо – как бы передышка от бурь, короткий отдых после пережитого – перед триумфом.
И символично: ровно через два столетия, в 2005-м году, в исполнении Филармонического оркестра Северо-Германского радио в Ганновере, прозвучало (причём, исполнение было, по мнению и публики, и критиков, поистине триумфальным) новое сочинение живущего ныне в Израиле Беньямина Юсупова – Концерт для альта (и электронного альта) с оркестром «Виола, Танго, Рок». Б.Юсупов – мастер концертного жанра. В нём композитор написал более 10-ти сочинений для разных инструментов, и некоторые из них посвящены выдающимся современным музыкантам – Вадиму Репину, Мише Майскому и другим. Концерт для альта написан специально для Максима Венгерова, который и сыграл его первым в Ганновере, ради этого даже (как говорил он сам) «изменив» своей скрипке.
Виола – это итальянское название альта, инструмента необычайно богатых тембровых, виртуозных и образно-выразительных возможностей. И у слушателей сегодня будет возможность в этом убедиться. Причём, кроме обычного альта, в партитуре использован и альт электронный, что придаёт инструменту ещё более богатые возможности.
Я не хочу проводить ещё какие-то конкретные параллели между двумя исполняемыми произведениями, тем более, сравнивая их значение в истории музыки. Место Концерта Юсупова определит только время. Но то, что Концерт – порождение СВОЕГО времени, с его духовными запросами, трагическими коллизиями, многообразием стилистического богатства музыки, несомненно уже сегодня. И не случайно Концерт для альта – сочинение сравнительно молодое – только за последние годы исполнялся десятки раз многими музыкантами. Его премьеры прошли на лучших концертных эстрадах мира – в России, Мексике, Германии, Бразилии, Китае, Хорватии… И это далеко не полный список.
А в названных мной премьерах солисткой была замечательный музыкант, вот уже почти 15 лет профессор одной из итальянских Высших музыкальных Академий, лауреат международных конкурсов, основатель и руководитель Фестиваля Камерной музыки в Вероне Анна Серова. Именно она выйдет на сцену и сегодня в концерте, который вы, уважаемые держатели абонемента, уже готовы слушать. Концерт «Виола, Танго, Рок» - сочинение оригинальное и многоплановое, драматическое и, вместе с тем, завершающееся светлой нотой любви – Аргентинским Танго. Тут следует назвать ещё одного участника концерта – итальянского исполнителя танго, танцовщика Пьетро Фацциоли. Да, будет танец, будет один из вечных символов любви Женщины и Мужчины – Танго!
Итак, шесть частей, исполняющихся без перерыва, перетекающих одна в другую. И приводящих к финальному Танго… Его интонации, ощутимые уже в Первой части, сменяются потом острыми экспрессивными звучаниями оркестра и солистки. Вторая часть словно погружает нас в глубины старинной музыки типа Баховского барокко в сочетании с характерными восточными импровизациями. В Третьей части со всей своей тяжёлой мощью электронных и ударных инструментов обрушиваются на слушателей потоки экспрессивного Рока. Напряжение нарастает - и достигает своей кульминации в Четвёртой части.
А дальше… Впрочем, дадим слово автору. Б. Якубов: «У меня была идея сделать в конце произведения нечто неожиданное, что соединило бы все музыкальные стили. Оркестр играет меланхолическую часть, которую начинает соло банденеона; затем его подхватывают другие инструменты. Музыка заканчивается… Но вдруг начинается танец… Чувственность и любовь завершают долгое музыкальное повествование…». Что ж, доверимся словам автора – и будем ждать встречи с яркой и нестандартной музыкой, о которой Анна Серова сказала в одном из своих интервью: «Не многие музыканты, не более пяти человек в мире, могут позволить себе иметь в репертуаре подобное сочинение». А Максим Венгеров, которому, напомню, посвящён Концерт, словно добавил: «Концерт Юсупова – один из величайших примеров того, на что вообще способен альт…».
Эд Добрыкин, музыковед, Магистр Музыки











