5 мифов об особом дошкольном образовании в Израиле
Миф 1: "Послать ребенка в садик особого образования ("хинух меюхад")?? Да вы что! Ни в коем случае! После такого садика ребенка автоматически запихнут в спец. школу!"
Нет, не запихнут. Израиль демократическая страна. Выбор садика, класса, школы - это решение родителей.
Учиться в садике, классе или школе особого образования - это право, а не обязанность. Родители ребенка могут отказаться от этого права в любой момент, и освободить место другим желающим.
Не все дети после спец. садиков идут в спец. классы или школы. Некоторые дети, получив в таком садике интенсивную помощь специалистов, полностью догоняют нормы развития и идут потом учиться в обычные классы.
Нет ни у кого никакого интереса держать такого ребенка в спец. образовании! Это просто напросто абсолютно никому не выгодно. Стоимость образования в "хинух меюхад" в несколько раз дороже, чем обычное! Если нет на то очень веских причин, то никто вам его не даст. Мест в спец. образовании и так не хватает.
Кроме того, любая воспитательница в спец. садике и любой специалист только счастливы от того, что благодаря их помощи ребенок настолько продвинулся, что перешел в обычное образование.
Но есть, конечно, и дети, которые после спец. садика идут в спец. класс или школу. Потому что все дети разные, иногда дети продвигаются, но не все их трудности исчезают. Поэтому, конечно, есть дети, которым и в школьном возрасте больше подходит спец. образование.
В любом случае, специалисты дают рекомендации, но окончательное решение за родителями.
Миф 2: "У нас в Израиле любят из нормальных детей делать не нормальных! Он у тебя нормально развит для своих лет"
Просто так никто не отправляет детей в речевые сады, в садики для детей с отставанием в развитии или в садики для детей с трудностями коммуникации. Если специалисты рекомендуют такой садик, значит есть на то серьезные причины. У ребенка есть трудности, и если ими не заниматься интенсивно, они могут не "рассосаться", а даже усугубиться.
Насчет того, что ребенок выглядит кому-то нормально развитым: это выбор родителей, кого им слушать - тех знакомых, которые так считают, или специалистов, которые проверили ребенка.
Если же вы считаете, что да, у ребенка есть проблемы, но они не оправдывают ярлык "ненормальности" - я с вами полностью согласна.
Как я написала в нескольких своих постах, все дети нормальные, и все взрослые тоже. Нет никаких проблем, которые требуют навешивание ярлыка ненормальности. Но спец. образование - это не ярлык, это способ интенсивно заняться проблемами.
Миф 3: "Вы испортите все будущее ребенка!"
Я не знаю, каким образом можно испортить будущее ребенку, отправив его в спец. образование.
Но если ребенку рекомендуют спец. образование, значит есть на то серьезные причины, и если игнорировать эти причины - то действительно есть риск испортить ему будущее.
Машину времени еще не изобрели, и вернуться назад в раннее детство ребенка невозможно. Поэтому спросите себя, что лучше из этих 2 вариантов:
1. Проигнорировать проблемы. Понадеяться, что само все рассосется.
Может быть, вы окажетесь правы.
А может быть и нет.
Если нет, то возможно вы поймете, что были неправы, когда ребенку будет уже 4 года, 5 лет, а может уже 10 лет? Есть ведь и такие случаи.
Ребенок учится в обычном образовании, мучается, у него куча проблем с учебой и социализацией. А родители все надеются, что само все пройдет, но проблемы только усугубляются...
И в итоге ребенка таки отправляют в спец. образование, и таки дают ему помощь специалистов. Но ребенок уже большой. И уже невозможно так эффективно повлиять. Во многом уже что есть, то есть.
И да, конечно может быть так, что будущее ребенка испорчено. А почему? Потому что родители побоялись ярлыка спец. образования.
2. Второй вариант - это дать ребенку помощь сейчас, пока он маленький.
Не пускать все на самотек, не рисковать.
Если ребенок с помощью специалистов начнет быстро продвигаться - переведете в обычное образование и дело с концом. Все окружающие, те кто считали, что ребенку не нужно было спец. образование - смогут сказать что они были правы :)
Хотя на самом деле неизвестно ведь, что было бы, если бы ребенок не получил помощь вовремя.
Миф 4: Я хотела написать, какими словами люди иногда обзывают детей в спец. образовании, но мне не хочется употреблять эти слова даже ради поста. Поэтому напишу вместо этих слов "ХХХХХ".
- "Не делай из своего ребенка ХХХХХ"
- "Ее отправят в класс к ХХХХХ"
- "Ни в коем случае не отправляй в речевой садик, там могут быть дети не только с проблемами речи, там могут быть ХХХХХ"
Так вот. Да, не все дети в результате занятий выравниваются и догоняют норму во всех областях развития.
Да, есть дети и взрослые с очень серьезными проблемами в развитии. С очень серьезными трудностями. И иногда им нужна помощь и поддержка всю жизнь.
Может ваш ребенок тоже такой ребенок, может быть и нет (иногда только со временем это становится ясно). В любом случае, эти дети такие же дети, как и любые другие. И точно так же заслуживают уважение и любовь.
Если у вашего ребенка не такие уж серьезные трудности, но он попадет в садик к детям с более серьезными трудностями - ничего плохого с ним от этого не случится.
Трудности не передаются по воздуху, как насморк.
А люди, которые употребляют такие слова как умственная отсталость или аутизм - как своего рода ругательство или обзывательство, да еще добавляют к этому разные обидные эпитеты, не заслуживают вообще того, чтоб их слушали.
Миф 5: "В особом образовании могут быть агрессивные дети"
Расскажу вам историю: один мальчик ударил другого мальчика палкой по голове. В результате удара тот упал на камень и разбил себе все лицо, попал в больницу.
Другая история: ребенок в садик специально брал из туалета мыло и разливал его повсюду, чтоб другие дети подскользнулись и упали.
Знаю еще много таких историй. Ах да: все это истории про детей из обычных садиков и школ. Не из спец. образования.
Да, в спец. образовании тоже есть агрессивные дети, конечно (они есть всюду). Но в спец. образовании они хотя бы получают гораздо больше помощи и поэтому им обычно бывает легче справиться со своими трудностями и начать вести себя приемлемо.
А в обычном образовании нередко бывает, что дети и их родители чувствуют просто бессилие, когда в садике или в классе есть такой ребенок. Потому что детей много, взрослых мало, никакой помощи специалистов нет, и просто напросто никто не может справиться с ситуацией.
Я не говорю, что спец. образование в Израиле идеально, совсем нет. Там тоже есть свои недостатки, конечно. И не всегда ребенок попадает в садик или в класс, который ему подходит.
Бывает по-всякому.
Но игнорировать проблемы ребенка и лишать его шанса на помощь из-за мифов и стигм - по-моему, просто глупо. По-моему, надо принимать решения основываясь на фактах, здравом смысле, интуиции... а не на том, что бабушка на лавочке подумает.
Автор: Лена Лемперт, логопед
Похожие материалы
- Внимание, розыск: пропал 56-летний Тувия Бен-Йегуда
- Пожарно-спасательная команда станции Ашкелон вытащила теленка из ямы глубиной 50 м
- Ребенок, подавившийся во время еды, доставлен в больницу в тяжелом состоянии
- БАГАЦ постановил заморозить пособия студентов йешив, которые подлежат призыву в ЦАХАЛ
- Стартуют забеги Ashkelon WINNER, Натаниэль и марш героев!