Вход Регистрация
ASHKELON.RU - Ашкелон | Израиль | Новости сегодня
пятница, 21 ноября 13:17


Правительство превратило 2,6 млн граждан в *живые мишени*

Правительство превратило 2,6 млн граждан в *живые мишени*
Фото: пожарно-спасательная служба

По сообщениям прессы, военно-политический кабинет принял решение о начале войны против Ирана, исходя из того, в результате ответных обстрелов могут погибнуть 4000 – 8000 мирных граждан. С точки зрения правительства Нетаниягу, это цена, которую можно и нужно заплатить за ликвидацию иранской ядерной программы.

Очень трудно производить кровавый подсчет: что предпочтительнее – 4000 погибших сейчас или неизвестное число жертв в будущем. Невозможно также предположить, что сделали бы на месте нынешнего премьера его предшественники: Менахем Бегин, Ицхак Шамир, Ицхак Рабин или Ариэль Шарон.

В любом случае, готовность кабинета Нетаниягу пожертвовать тысячами мирных жителей вовсе не означает, что эти жертвы являются неизбежными. Предыдущие правительства в течение минувших десятилетий сделали слишком мало для того, чтобы обеспечить безопасность миллионов граждан страны. Дома, в которых они живут, по-прежнему никак не защищены от вероятных ракетных обстрелов. Отметим, что подавляющее большинство правительств, начиная с 2009 года, возглавлял именно Биньямин Нетаниягу.

По оценке Службы была, 70% израильтян живут в защищенных надлежащим образом домах. Это означает, что в них имеются либо укрепленные комнаты («мамады»), либо собственные бомбоубежища. По крайней мере, в непосредственной близости от считающихся защищенными домов должны располагаться общественные бомбоубежища.

В отчете государственного контролера за 2020 год отмечается, что 38% израильтян живут в квартирах, оборудованных «мамадами», 28% — в домах с собственными бомбоубежищами, 6% — в домах, расположенных по соседству с общественными бомбоубежищами. У 28% израильтян ничего этого нет. Это означает, что дома, в которых живут 2,6 млн человек, никак не защищены от ракетных обстрелов.

Таковы сухие цифры. 2,6 млн граждан Израиля оказались брошены на произвол судьбы, прекратившись в «живые мишени». Их безопасность в случае ракетных обстрелов зависит только от воли случая и статистической погрешности.

На самом деле число граждан, живущих в незащищенных домах, может быть еще выше. Значительное число общественных бомбоубежищ, а также бомбоубежищ, принадлежащих отдельным зданиям, находятся в непригодном состоянии.

Это не какие-то предположения. Вследствие предыдущего отчета госконтролера Служба тыла произвела проверку общественных бомбоубежищ и признала непригодными 20% из них, а 25% были признаны пригодными лишь ограниченно. О том, в каком состоянии находятся бомбоубежища, расположенные в отдельных зданиях, мы можем только догадываться. Соответствующие проверки проводят далеко не все органы местной власти, и достоверной статистики по этому поводу не существует.

Дома в арабских населенных пунктах защищены очень слабо

В отчете госконтролера об этом не говорится, но большинство слабо защищенных от ракетных обстрелов домов находится в арабских населенных пунктах. Начиная с 1992 года, все жилые домов, строящиеся в Израиле, оборудуются «мамадами». Но в арабских городах и поселках официально разрешенное строительство ведется в ограниченных масштабах. Поэтому «мамады» здесь есть лишь в небольшом количестве квартир. Общественных бомбоубежищ в некоторых арабских населенных пунктах нет вообще.

Например, на 56 000 жителей города Кармиэль и мошава Маханаим приходится 128 общественных бомбоубежищ. На 53 000 жителей соседних арабских деревень (Нахаф, Дир эль-Асад, Буана и Маджд эль-Крум приходится всего 2 бомбоубежища.

Фактически государство оставило арабских граждан без защиты на случай ракетных обстрелов. Напомним, что большинство бомбоубежищ в 50-е – 70-е годы строились государственных Управлением гражданской обороны. Разумеется, часть ответственности за сложившееся положение несут и местные советы арабских населенных пунктов. Но это не освобождает государство от обязанности безотлагательно изменить эту нестерпимую ситуацию.

Так или иначе, и около 1 млн еврейских граждан Израиля живут в домах, не оборудованных надлежащим образом на случай ракетных обстрелов. Таких зданий хватает и на периферии, и в центре страны, включая крупнейшие города Гуш-Дана.

Все дома в населенных пунктах, расположенных на расстоянии 7 км от границы с сектором Газа, были оборудованы «мамадами» за счет государства. Аналогичное решение было принято и в отношении северной границы, но его реализация задержалась на 5 лет и фактически находится лишь на начальном этапе. Но о приграничной зоне на юге и на севере хотя бы позаботились. О населенных пунктах центра страны государство и вовсе забыло. Ни одно правительство в течение минувших десятилетий не уделило внимания этому вопросу.

В 1985 году было принято решение, в соответствии с которым все строящиеся в Израиле дома должны соответствовать стандартам устойчивости на случай землетрясения. В 1992 году было принято решение оборудовать все строящиеся дома «мамадами». В 2007 году было принято решение об оборудовании «мамадами» за государственный счет всех домов, расположенных в приграничной зоне с сектором Газа. Последнее решение было исполнено полностью.

В 2018 году решение об оборудовании домов «мамадами» за государственный счет было принято и в отношении северной приграничной полосы. Однако финансирование на его реализацию было выделено лишь частично. В результате строительство «мамадов» на севере топталось на месте до 7 октября. Только после начала войны государство принялось за оборудование «мамадами» домов в населенных пунктах, расположенных на расстоянии до 5 км от границы с Ливаном.

В результате этих решений 70% граждан страны оказались в той или иной степени защищенными от ракетных обстрелов. Но 30% граждан не имеют никакой защиты. Попытки решить эту проблему за счет укрепления старых домов (например, программа ТАМА-38) оказались недостаточно эффективными.

Тот факт, что 30% граждан не защищены от ракетных обстрелов, а все правительства Нетаниягу, начиная с 2009 года, ничего не сделали для того, чтобы изменить эту ситуацию, никак не повлиял на решение нынешнего кабинета о начала военной операции против Ирана. За халатность правительства граждане должны расплачиваться собственной жизнью.

Что правительство могло сделать иначе?

Что можно было сделать по-другому? В отчете госконтролера содержится несколько вариантов. Во-первых, можно и нужно было избежать затягивания оборудования «мамадами» населенных пунктов на севере страны.

Во-вторых, можно было ускорить реализацию программ городского обновления и в центре страны, и на периферии. Благодаря этому количество оборудованных «мамадами» домов могло значительно увеличиться.

Но не только программы городского обновления сталкиваются с бюрократической волокитой – даже получить разрешение на строительство в квартире «мамада» совсем не просто! Поэтому реализация подобных проектов затягивается на десятилетия. На создание и закупку средств противовоздушной обороны были потрачены миллиарды шекелей – даже 10% этом суммы хватило бы для того, чтобы укрепить дома граждан Израиля и на случай ракетных обстрелов, и на случай землетрясения.

В-третьих, можно было, по крайней мере, ускорить установку временных укрытий на всей территории страны. Но всерьез эту идею начали рассматривать только после 7 октября. Никакой программы по этому поводу принято не было. Установка временных укрытий производится в порядке импровизации.

Пресс-служба Службы тыла сообщила, что приведенные в отчете госконтролера цифры не учитывают открывшиеся в последнее время временные укрытия, а также подземные станции метротрамвая в Гуш-Дане и подземные автостоянки. Кроме того, с началом войны Служба тыла оказывает помощь местным органам власти в приведении общественных бомбоубежищ в пригодное состояние.

Автор: Мейрав Арлозоров, TheMarker

Источник: Детали