Вход Регистрация
ASHKELON.RU - Ашкелон | Израиль | Новости сегодня
вторник, 9 декабря 08:21


Окончание абонементного сезона в "Гейхал а–Тарбут" Ашкелон

Доживём до понедельника

'

Я имею в виду не название популярного в прошлом кинофильма, а последний понедельник июня, 24-е число, когда (как всегда, в 20:00) начнётся заключительный концерт абонемента классической музыки в ашкелонском "Гейхал а-Тарбут". Это будет второй концерт «по выбору», составленный исключительно из романтических имён композиторов. Даже знаменитая Симфония-концерт (или Концертная симфония Моцарта) для скрипки, альта (в нашем случае – струнного квартета) - сочинение, которое (как часто бывает у Моцарта) уже предвосхищает романтические тенденции музыки. Ну, а дальше уже чистый романтизм – ранний Шуберт (Соната- «Арпеджионе»), зрелый Шопен (Ноктюрн) и поздний Дворжак (самое крупное, монументальное произведение программы, знаменитый Фортепианный Квинтет № 2). Ну, а в целом – «Вечер камерной музыки», в котором принимают участие музыканты разных творческих коллективов Израиля, объединившиеся для совместного музицирования  (их имена вы прочтёте в программе). Причём, коллективов самых известных и прославленных. «Душа и мозг»  концерта, собравшая вокруг себя этих музыкантов, - Инбар Ротшильд (фортепиано), которая сама выступит почти во всех номерах программы.

Но, прежде чем дать краткие характеристики сочинений,  включёных в этот камерный вечер, хочется сказать несколько очень добрых слов в адрес организаторов абонемента, который, увы, завершается в этом сезоне – администрации "Гейхал а-Тарбут" во главе с молодым директором Ротемом Адутом и, конечно же, Милы Беккер, отвечающей за репертуар абонемента классической музыки. В этот абонемент она вкладывает, без преувеличения, всю свою душу (впрочем, и мою тоже). Наверное, только я знаю, как избирательно, требовательно и творчески она подходит к формированию абонементных программ, как стремится не просто «угодить вкусам публики», но воспитывать эти вкусы на высокохудожественных образцах; как рада, когда концерт «получается», и как огорчается, если что-то не так… Правда, поводов для огорчений в этом сезоне было минимум – "Абонемент", несомненно, удался, прошёл на высокой творческой ноте и, что немаловажно, при постоянно заполненном зале. Думаю, его качеству может позавидовать любой столичный абонемент. Спасибо Миле!      

Итак, 24 июня, 20:00, понедельник, вечер камерной музыки: Моцарт, Шуберт, Шопен, Дворжак. Наиболее известное и часто исполняемое, причём, в самых прославленных интерпретациях, сочинение - Симфония «Concertante» Ми бемоль мажор Моцарта (К 364). По сути, это сочетание классической симфонии и романтического двойного концерта. Два солиста – скрипач и альтист – словно соревнуются друг с другом и с сопровождающим составом, создавая, вместе с тем, единое художественное целое, дополняя друг друга и сливаясь в звучаниях. Назову только нескольких выдающихся исполнителей этого уникального «дуэта» - Иегуди Менухин и Рудольф Баршай, Владимир Спиваков и Юрий Башмет, Олег Каган и тот же Юрий Башмет, отец и сын Ойстрахи, причём, Давид играл партию альта, уступив свою «родную» великую скрипку сыну, Игорю. Автор знаменитой книги о Моцарте «Возвышенное и земное» Дэвид Вэйс утверждает, что Концертная симфония написана Моцартом на смерть горячо любимой матери. Документально это не подтверждено, но вполне возможно, особенно запоминается Вторая часть – сама любовь, сама печаль…      

Соната «Арпеджионе» ля минор (Д 821) Шуберта написана в 1824 году, за 4 года до смерти композитора, для созданного годом раньше в Австрии нового музыкального инструмента – арпеджиона. Арпеджион – это гитара-виолончель, ещё его называют «гитара любви» - по тембру действительно близок виолончели. Поэтому, когда новый инструмент, как говорится, «не прижился», Сонату чаще всего стали исполнять виолончелисты, хотя есть варианты для альта (именно его вы и услышите), и даже - контрабаса. А название инструмента перекочевало в название сонаты… Три части образуют, как, кстати, и у Моцарта, классическое построение: Аллегро – Адажио – Аллегретто, насыщенное лирико-драматическими образами (Шуберту к моменту создания Сонаты было чуть больше двадцати шести…).

Антонин Дворжак создал свой Фортепианный квинтет Ля мажор ор. 81 в 1887 году, в период расцвета творчества. В январе 1888-го года Квинтет впервые прозвучал в Праге, и с тех пор по праву считается одним из лучших сочинений этого жанра. Это, по сути, монументальная четырёхчастная симфония для пяти инструментов – фортепиано и струнного квартета. Правило Дворжака – «высказываться всегда на хорошем чешском языке…» воплотилось ярко во всём сочинении, но особенно в средних частях – Думке, созданной в характере национально-романтической баллады (2-я часть) и огненном Скерцо в ритмах и изломанно-причудливых акцентах  фурианта - мужского прыжкового танца (3-я часть). Замечательна щедрым лирическим разливом первая часть (Аллегро) и наполненный танцевально-хороводной стихией Финал (4-я часть)… Вот только несколько отзывов о Квинтете Дворжака: «Светлое, радостное восприятие жизни», «сочетание мелодической щедрости и совершенного мастерства», «фантастически прекрасная музыка», «поразительной красоты сочинение»… Так что – слушайте и наслаждайтесь!       

Думаю, достойно «впишется» в эту программу и Ноктюрн Ре бемоль мажор ор. 27 №2 Шопена. У композитора таких Ноктюрнов – двадцать. И все эти образцы «ночной музыки» (именно так переводится слово «ноктюрн») - маленькие лирико-драматические шедевры. Тональность Ре бемоль мажор для Шопена всегда была тональностью любви, светлой и безмятежной. Так и начинается этот Ноктюрн – очень просто, естественно, как песня, в которой мелодия парит над аккомпанементом. Потом - развитие, обогащение фактуры, драматизация основного образа, пока, к концу, всё не возвращается «на круги своя» – к первоначальным покою и красоте.      

Что ж, на «десерт» сезона – уж простите мне этот кулинарный термин – несколько прекрасных сочинений 18-19-го столетий дарит вам Абонемент классической музыки в "Гейхал а-Тарбут" Ашкелона. И до встречи в новом сезоне – он обещает быть ещё более насыщенным и интересным!                                          

Эд. Добрыкин, музыкальный консультант абонемента

P.S. Администрация «Гейхал а-Тарбут» Ашкелон выражает благодарность Эдуарду Добрыкину - музыковеду и музыкальному консультанту, чьи аннотации к концертам сопровождали весь наш абонементный сезон. А также - композитору и преданному другу «Гейхал а-Тарбут» - Меиру Минделю, который профессионально переводил на иврит статьи, журналисту газеты «РИФ» Владимиру Сандлеру, освещавшему в прессе программу абонемента, администрации сайта www.ashkelon.ru, а также Давиду Бен-Аврааму – владельцу медиа группы АБРО. Наше сотрудничество было плодотворным и успешным.

Мила Беккер - редактор и составитель музыкального и театрального абонемента"Гешер" в «Гейхал а-Тарбут» Ашкелона.