«Абстрактная картина» за конкретные 34 млн долларов
Когда в ноябре 2010 года, в Нью-Йорке, на аукционе «Послевоенное и современное искусство» (Post-War and Contemporary Art) картины Герхарда Рихтера были указаны в разделе «Лидирующие лоты аукциона», я был поражён...
'
Более того, Рихтер был в одном «пакете» с уже известными мастерами «современного искусства» Энди Уорхолом и Роем Лихтенштайном. При этом предварительный совокупный эстимейт группы был определён в размере более 80 млн долларов. Впрочем... После публикации "Рейтинга-2008" 10 лучших художников, принесших наибольшую прибыль своим владельцам, я – в то время, уже ничему не удивлялся. В "Рейтинге-2008" после Пабло Пикассо с результатом 262 млн. долларов и Фрэнсиса Бэкона (256), значились Энди Уорхол (236) и Дэмиен Херст (230). И лишь после них, с большим отставанием, классики Клод Моне (174) и Альберто Джакометти (132 млн долларов). На 7-м месте был мало кому известный Герхард Рихтер со 122 млн. долларов, опережая даже самого Эдгара Дега (111). Чудеса – да и только!
...Сообщение – на недавнем октябрьском аукционе (статья была написана в 2012 году) послевоенного и современного искусства в Лондоне «Абстрактная картина», сегодня - всемирно известного немецкого художника, Герхарда Рихтера была продана за 34 млн. долларов, уже никого не удивляет. А в ноябре 2010 года в Нью-Йорке бременский Музей Современного Искусства выставил на продажу полотно «Матросы», попросив за него 8 млн. долларов. На мировой сцене современного искусства Герхард Рихтер - один из самых дорогих художников, цена которого – миллионы и десятки миллионов долларов на всех без исключения аукционах.
«Абстрактная картина» - это серия работ, начало которых датируется 1994 годом. Художник поступил мудро: после первой успешно проданной картины, Мастер – чего придумывать, вторую назвал тем же именем. А потом третью, четвёртую... Сегодня уже, наверное, и сам автор не знает, сколько у него – из-под его кисти, вышло «Абстрактных картин». Кстати сказать, последняя проданная из этой серии работа художника ранее принадлежала британскому рок-музыканту Эрику Клэптону. Sotheby's планировал получить за неё 20 млн. долларов, а продал в 1.7 раза дороже... Но вот что странно – искусствоведы пожимают плечами: все полотна серии «Абстрактная картина» оцениваются экспертами Sotheby's по-разному. Скажем, написанная тремя годами позже проданной за 20 млн. долларов, «ушла» всего за 3 млн...
Но если Рихтера в последние годы расхватывают, то полотна основателя поп-арта Энди Уорхола участники аукционов встречают на удивление прохладно. Большую часть его работ оценивают низко, а продают - ещё ниже. Да, что ниже – несколько его картин вообще остались не проданными. Портрет «американской женщины-кабаре», артистки и певицы Лайзы Минелли (на коллаже - слева), продан менее чем за 600 тысяч долларов, хотя эксперты установили начальную цену в 640 тысяч. Да и автопортрет самого Энди Уорхола из серии «цветных» принёс организаторам всего 770 тысяч долларов, хотя планировалось выручить за него не менее 800 тысяч.
Эксперты в растерянности – что случилось, ведь в феврале 2011 автопортрет Уорхола из серии «11 автопортретов 1967 года» был продан на торгах той же Christie's за 17 млн. долларов! Любопытно, стоимость лота в два раза превысила его предварительную оценку. А покупатель (по мнению экспертов – странный) пожелал остаться неизвестным. Вы видите проданный портрет (на коллаже - справа) - красно-белая шелкография размером 183х183 см, Уорхол изображён на ней с рукой у рта. Картина находилась в частной коллекции, начиная с 1974 года. Пять автопортретов этой серии хранятся в различных музеях, в том числе в галерее Тейт в Лондоне и в Музее современного искусства в Сан-Франциско.
И всё же, герой последнего аукциона - Герхард Рихтер. Ему – более 80, родился в Дрездене, живет в Кёльне, статус - современный художник Германии. И не случайно - его произведения включены в коллекции крупнейших музеев Европы. Герхард Рихтер – лидер списка самых дорогих и успешных мастеров современной немецкой живописи. Сам художник свой творческий стиль полвека назад называл «капиталистический реализм». Было время - Рихтер работал на стыке живописи и фотографии: не мудрствуя лукаво, он рисовал картины с обычных фотокарточек. Ни тебе какой-то особой идеи, ни капризных натурщиц, ни творческих сомнений и метаний...
Его упрекали в поп-арте, а он не соглашался - интерпретировал это как особый вид искусства. "Где композиция, цвет, игра, где здесь вообще творчество?", – спрашивали его. Рихтер однажды резко заявил: "...Я не преследую никакой особой цели, не придерживаюсь никакой системы или направления. Я – не политик. У меня нет программы, стиля, курса следования". Но стиль, всё же, поменял – в 1972-73 годах написал серию картин в духе минимализма, озаглавленных «Серое». Это были плоские и монохромные поверхности. И долгие годы потом не мог оторваться от взятого курса: продолжал писать абстрактные полотна, но всё чаще - цветные, используя печатную продукцию, любительскую и профессиональную фотографию.
«Фотокартины» - так называется его серия, в которой он переносил фотографии на холст и составлял из них чёрно-белые композиции. Но часто увеличивал вырезки в размерах и затушёвывал формы, чтобы картина смотрелась более сглаженной и гармоничной. Многим странным представляется и инструмент - большие шпатели и скребки, с помощью которых мастер размазывал простые цвета, получая непредсказуемые оттенки пятен и полос. Впрочем – полюбуйтесь сами на этот шедевр! Не согласны с определением? Да, что вы? Значит, скажут вам искусствоведы, вы не разбираетесь! Пусть так – с чужим мнением не поспоришь, а своё высказывать нельзя – «специалистами по Рихтеру» не принимается. Но результат выглядел издёвкой над теорией распределения цвета и принципами художественной композиции.
Рихтер считал, что противопоставляет кажущуюся объективность картинных образцов - реальности, которая открывалась зрителям в его картинах. Похоже, он полагал, что до него реальных, в свете ламп, в цвете, красках, на возвышении никто обнажённых женщин не видел. В 60-х, под шквалом критики, он стал нести миру реальность в этой, поистине, прекрасной сфере жизни: центральными образами его картин стали эротические фото с обнажёнными натурами. «Эма. Обнажённая на ступеньках» - полотно 1966 года (на самом верхнем коллаже), была первой пробой его эротического пера. Но как быть с цветами – обнажённая красивая женщина в чёрно-белых тонах? Нет – это уже слишком, и он скупо, но расцветил тело – впадины и выпуклости, обнажённой женщины, спускающейся по лестнице.
Злые языки, говорят, его критиковали со всех сторон – одним не нравилась фигура, другим – бюст, третьим – форма бедер, четвёртым – как он изобразил... Рихтер, будучи покладистым, переписывал картину несколько раз. Но однажды его осенило – и он поместил свою «Эму» в небольшое облако, туман, дымку... А чтобы не видна была форма бюста – заретушировал его белым... Загар, что ли? И где он видел такой загар... Несуразно, невнятно, непонятно – что хотел сказать автор, но успех у зрителей был настолько велик, насколько велика была критика. И Рихтер после «обнажённых» перешёл к краскам – создал серию картин под названием «Цветные таблички», и уже не фотокарточки служили ему вдохновением, а фантазии.
Сначала он переносил нужные цвета на полотно в виде точечного узора, а потом, как Бог на душу положит, разрисовывал их соединительными линиями. И, наконец, – в начале 70-х, как он сам считал, разработал концепцию ландшафтной живописи. Однако рисовал всё с тех же фотокарточек - из архитектурных журналов, снимки городских кварталов и улиц, горных и ледниковых массивов с высоты птичьего полёта. В 1968 году появились первые полотна из серии «Ландшафты» - «Морские зарисовки» и «Картины небес». Но и они, как и обнажённая Эма, видны, будто сквозь вуаль. И, наконец, в середине 70-х Рихтер окончательно перешёл на цветовую живопись. «Абстрактные картины» он определял как «фиктивные модели, отражающие действительность, которую мы не можем ни увидеть, ни описать».
И хотя Рихтер позиционировал себя «вне политики», в конце 80-х создал серию из 15 серых полотен под названием «18 октября 1977 года». Он вновь вернулся к фотографиям, на этот раз с заключёнными в тюрьму и казнёнными членами радикального движения «Фракция Красной Армии». Но продолжал утверждать – «...он не увлёкся политикой и не собирался увековечить экстремистов, его поразили общественные устремления этих людей, устрашающая мощь идеи, за которую не жалко умереть». Можно ли из его картин создать (себе) мировоззрение, хотя бы – его элементы, получить сравнительный анализ, составить для себя образ прекрасного, пример для подражания? Ведь это, собственно, и есть одно из предназначений искусства...
Мир, приобретая работы это странного мастера по баснословным ценам (я, всё же, как видите, ни разу не назвал его живописцем), следует моде, спросу, а не идеалам жизни. Возможно, я не прав...
Борис Столяров











