*Заложница*: почему этот ролик так взбесил русскоязычных израильтян?
На прошлых выходных русскоязычный фрагмент израильских соцсетей всколыхнул новый скандал. Сценарист из Москвы Илья Тилькин, недавно переехавший в Израиль, выложил художественный видеоролик «Заложница».
Видео было опубликовано некоторое время назад — но привлекло внимание пользователей лишь на днях. Оно вызвало тяжелые эмоции и бурное обсуждение. В итоге Тилькин удалил его со страницы своих сценарных курсов – но оно уже успело разойтись по соцсетям.
Рассказываем, что не так с этим роликом, какими глазами его увидели выжившие в резне 7 октября и почему его обсуждение превратилось в очередное «выяснение отношений» между разными волнами репатриации из экс-СССР.
Что в ролике?
Ролик стилизован под видео с похищенными, которые записывают террористы ХАМАСа. На экране появляется героиня-заложница с газетой The Jerusalim Post за 10 октября. Она обращается к правительству Израиля и просит выдать… после драматической паузы: «100 шекелей сыну Итану, если в табеле будет средняя оценка больше 85 баллов».
Затем женщина улыбается – то ли трагично, то ли насмешливо. Экран темнеет, за кадром звучит выстрел.
Это видео – учебный этюд, снятый в рамках курсов для сценаристов, которые активно продвигает в Израиле Илья Тилькин. Сам ролик – не рекламный, но он использовался для продвижения — был опубликован на странице курсов в Facebook и в Youtube.
Соцсети буквально взорвались возмущением. Зрители посыл ролика не поняли и не оценили – но он нажал буквально на все триггерные точки и разбередил все свежие раны. Прозвучали призывы бойкотировать всех, кто участвовал в создании ролика.
Многие комментаторы обвинили авторов в желании «хайпануть» на больной для общества теме. Вскоре дискуссия переросла уже в обсуждение всей так называемой «тыквенной алии» — волны репатриантов из России 2022-2024 годов. Новых репатриантов стали обвинять в эмоциональной глухости и толерантности к насилию.
Роль заложницы сыграла актриса Ирина Соболева (Штейнберг), тоже недавно переехавшая из России в Израиль. Автор сценария – Юлия Шейнкман.
Позже Соболева объяснила в соцсетях, что видео «было создано только для обучения студентов», и что она не давала разрешения использовать ее изображение для рекламы курсов.
Она рассказала, что на последнем этапе сценарных курсов туда приглашают профессиональных актеров и снимают этюды – чтобы будущие сценаристы «окунулись в процесс кинопроизводства».
По словам Соболевой, когда она прочитала сценарий видео, то «ужаснулась, как и вы, и не поняла, что это». Но автор сценария объяснила, что эта история «о том, как женщина, попав в заложники, решается на то, чтобы вместо требований к правительству Израиля — освободить из тюрьмы энное количество террористов решает сказать то, что вы слышите».
«После объяснения автора, что это история о женщине, которая не идет на условия террористов, мы сняли этот сюжет», — заключает актриса.
Но лично для нее «самым жутким во всей этой ситуации» оказался не сам ролик и его публикация… а поведение тех, кто им возмущался.
«Для некоторых возмущавшихся и незаконно скачавших и распространяющих этот ролик оказалось важнее ненавидеть, чем поберечь тех, кому это может причинить боль», пишет Соболева.
«Причинить боль»
Мария Баллах, ее муж Элад Поттерман и их 8-месячная дочь Лин чудом выжили 7 октября в кибуце Нахаль-Оз. Семья несколько часов просидела, закрывшись в укрепленной комнате и слыша, как по их дому разгуливают террористы.
По словам Марии, посмотрев видео, она ощутила «очень сложную гамму эмоций — ярость, гнев, слезы, боль». В итоге ее состояние ухудшилось: она плохо спала, плакала, и ей пришлось потом обсудить это видео с психологом.
«Эта усмешка актрисы воспринимается как насмешка над ситуацией, — говорит Мария. — Я понимаю, что они снимали что-то другое. Они хотели показать, что смелая женщина усмехается в лицо террористам. Но нет – она усмехалась в лицо нам, зрителям».
«Я рассказала о ролике своему мужу, Эладу. Он родился в Израиле и не слишком вникает в русскоязычные скандалы. Он очень удивился и вначале даже не поверил, что это может быть правдой», — добавляет она.
По ее слова, ролик «плохо написан и плохо сыгран». В нем не чувствуется злого умысла – но есть «дешевый манипулятивный посыл» — и попытка использовать крайне болезненную для всего общества тему в меркантильных целях. «Как говорит моя мама, это простота, которая хуже воровства».
Мария вспоминает о том, сколько раз она, рассказывая историю своей семьи, получала обвинения в том, что израильтяне лгут о 7 октября. Сколько раз ей писали зарубежные комментаторы о том, что она, и ее 8-месячная дочь – «подставные актрисы».
«В таких условиях снимать подобный ролик, который недобросовестный человек может выдать за «очередной израильский фейк» — означает совершенно не чувствовать и не понимать страны, в которой ты живешь», — добавляет она.
Автор: Дарья Гершберг












