Вход Регистрация
ASHKELON.RU - Ашкелон | Израиль | Новости сегодня
суббота, 20 апреля 06:31


Святое семейство

Слева: «Святое семейство», справа – «Юдифь и Олоферн. 1495»

Знаменитое полотно Андреа Мантеньи «Святое семейство» (1495 года) из Дрезденской галереи редко выезжает за пределы родных стен. Исключение делают, разве что, для Пушкинского музея.

И не случайно - когда-то картина была трофеем СССР, и в середине пятидесятых ее можно было увидеть на выставках в московских музеях.

Но «Святое семейство» вернули на родину...

На полотне изображена Мадонна с младенцем Иисусом. Рядом - Святая Елизавета с Иоанном Крестителем. Тут же Святой Иосиф – он как будто держится особняком, взгляд суровый, напряженный. Не похож?

Предполагают, что его Мантенья писал с самого заказчика картины – так было принято в эпоху Возрождения.

Андреа Мантенья (1431-1506) - художник и гравер, один из крупнейших Мастеров эпохи Возрождения.

Для художников в Италии важно место рождения - Мантенья относится к мастерам Северной Италии, и, как и все художники того времени, прошел классический путь: увлечение античными сюжетами, работа с использованием сложной техники - точная и тщательная до мелочей и деталей передача природных явлений, линейная перспектива для создания на плоскости иллюзии пространства.

Искусствоведы именно его считают главным связующим звеном между ранним Возрождением во Флоренции и более поздним расцветом искусства в Северной Италии. Поверим им...

Никакого образования Андреа не получил - уже в 10 лет он был записан в цех живописцев в Падуе как приемный сын Франческо Скварчоне, художника и антиквара, и работал у него до 1449 года, когда ему впервые поручили исполнить фресковую декорацию церкви Эремитани в Падуе.

В 1454 году Мантенья женился на дочери известного венецианского живописца Якопо Беллини, писавшего только на религиозные темы, среди которых любимой была «Мадонна с младенцем» (я насчитал у Якопо Беллини 13 «мадонн»).

Гораздо более продвинутые на сюжетные выдумки оказались братья жены Андреа - выдающиеся мастера XV века Джентиле и Джованни Беллини.

Святое семействоСлева – «Мадонна со св. Марией Магдалиной и Иоанном Крестителем», справа - «Св. Себастьян».

Мантенья - мастер фресок. Фреска означает на итальянском – свежий, живопись по сырой штукатурке.

Это - одна из техник стенных росписей, противоположность росписи по сухому. При высыхании, содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальциевую пленку, делающую фреску долговечной.

В настоящее время термином «фреска» называют любую стенную живопись, вне зависимости от техники исполнения. Иногда по уже сухой фреске пишут темперой.

Одна из самых известных - фресковая декорация церкви Эремитани в Падуе (1449). Пять столетий спустя, в 1944 году, английский бомбардировщик сбросил бомбы на Падую, и фреска XV века была безвозвратно потеряна.

Пилот, возможно, ничего об этом не знал и спокойно и счастливо прожил жизнь на пенсию от государства...

В 1456-1459 Мантенья расписал алтарь церкви Сан-Дзено в Вероне.

В 1460 по приглашению маркиза Мантуи Лодовико Гонзага Мастер переезжает в Мантую, в 1466-1467 работает в Тоскане, в 1488-1490 - в Риме, где по просьбе папы Иннокентия VIII украсил фресками его капеллу.

Папа дал указание построить для себя небольшой дворец - Палаццетто, на самой высокой точке садов Бельведера.

Святое семейство«Поклонение волхвов».

Фресковая декорация Капеллы Бельведера, выполненная Мантеньей в 1488 году, была, к несчастью, утрачена.

Тоже британскими летчиками?

Нет, при расширении Ватиканского дворца во время понтификата Пия VI.

Собственно, ничем другим этот дворец и непримечателен.

Что касается картин Андреа Мантенья, то некоторые из них были утрачены в процессе перепланировки дворца, предпринятой архитектором Браманте, другие чуть позже - при строительстве Музея Пио-Клементино во времена правления папы Пия VI.

Любопытно, что фрески Великого Мантеньи были утеряны именно при Пие VI - малообразованном кардинале, в миру - графе Браски, которому волей судеб в 1775-1799 довелось быть Папой Римским.

Этот пренеприятный Папа кроме необразованности и бездарного отношения к работам великих мастеров, известен, разве что, самым длинным понтификатом в XVIII веке, да непотизмом - кумовством.

Именно он первым начал раздавать братьям и племянникам доходные должности и регалии. Впрочем, кончил он плохо...

Авторы романов и исследований истории папства, уделяют этому серому во всех отношениях кардиналу всего несколько строк...

Святое семейство«Принесение во храм», 1465-1466, Берлинская картинная галерея,крайний справа - Андреа Мантенья, крайняя слева – жена художника.

Возведенный в рыцарское достоинство, занимая высокое положение при дворе, Мантенья прослужил семейству Гонзага до конца жизни.

Мантенье принадлежит большая часть работы в росписи и создании фресок капеллы Оветари в падуанской церкви Эремитани (разрушенной во время Второй мировой войны), и именно его художественный стиль доминирует в ансамбле.

Цикл монохромных картин Триумф Цезаря (1482-1492) был написан по заказу сына Лодовико Гонзага Франческо для украшения дворцового театра в Мантуе. К сожалению, эти картины плохо сохранились и в настоящее время находятся во дворце Хэмптон-Корт в Лондоне.

На девяти больших холстах изображена длинная процессия перед Цезарем-победителем с огромным количеством античных скульптур, доспехов, трофеев. Глядя на картину, понимаешь, что Мантенья обладал обширными знаниями в области античного искусства и классической литературы.

Цикл работ Мадонна делла Витториа (1496, Париж, Лувр) написан в память о военной победе Гонзага.

Вот и все, если кратко, об Андреа Мантенья, о котором можно писать вечно.