Русские шедевры против британских кошельков
«Такое впечатление, что наши решили слегка потрясти кошельки местных сонных мух» - из моего разговора с бывшей москвичкой из Лондона.
Слева: Портрет И.К.Айвазовского работы С.А.Рымаренко. 1846, справа - И.К.Айвазовский. Чесменский бой. Холст. Масло. 1848. Феодосийская картинная галерея Айвазовского
Неделя «русских торгов» прошла в Лондоне (время действия – 2009 год) сразу на 4-х крупнейших аукционах - Sotheby\'s, Christie\'s, McDougall\'s и Bonhams. Кризис - скажите вы. Да, но не для любителей живописи, а также тех, кто временно забрал с фондовых и финансовых рынков свои активы и думает - куда бы их вложить? На время, конечно! А после окончания кризиса, на его дне, увидеть которое удается не всем, а разглядеть - и вовсе только единицам, выгодно продать, чтобы вернуть средства на рынок: деньги должны работать, а не пылиться на стене или «валяться» на камине в форме статуэтки XVIII века!
Так, что у нас не увядает? - Задумался новый русский.
И.К.Айвазовский. Среди волн. 1898 (о нем - ниже)
И вспомнил знаменитое, на первый взгляд, странное изречение - люди стареют и умирают, а их картины, наоборот - с годами начинают жить полноценной жизнью.
Их оценивают по достоинству (с точки зрения картин и их владельцев – авторов уже, как правило, нет), помещают в каталоги, в запасники солидных музеев, а, если повезет - в дорогой раме могут повесить на стену (на время, конечно).
И душа (у картин) радуется - из-за них торгуются, выкрикивают цену с 6 или даже 7 нулями (а как же - а вы что думали!), стучат молоточком «Раз... Два... Три... Продано!». Ой, как приятно!
А потом - жизнь в салоне! О, если вы не висели на стене салона, не говоря уже о солидном музее (да, хотя бы, провинциальном!), вам не понять чувство картины - гордость! Не все же висят! Не за всех отчаянно торгуются! Не всех покупают! Не за всех так много платят!
Интересно, если картина живет - и, как правило, вполне прилично - что она думает о своем авторе? А о покупателе? Кого больше уважает? Один дал ей жизнь, но бросил, уйдя в мир иной. Другой предоставил возможность прожить эту жизнь хорошо - остаться целой, быть всегда «в форме», слышать секреты дома, видеть жизнь его обитателей - публичную и домашнюю, внешнюю и интимную...
Я знаю человека, который не выдержал и продал картину, висевшую в спальне. Почему? Сначала, ему казалось, что фламандская баронесса на фоне патио, поросшего травой, как-то презрительно улыбается, глядя на их с женой ложе. Да, согласилась жена, ты прав. И они стали выключать свет, хотя обожали...
В общем, сами понимаете. Но фламандка, похоже, видела и в темноте ночи при лунном свете. Они стали задергивать шторы, но все равно ощущали на своих обнаженных телах ее насмешливый взгляд... И перевесили картину в большую залу.
В качестве иллюстрации «фламандки» использована картина Питера Пауля Рубенса «Свояченица Сусанна, или Соломенная шляпка». Слева - Рубенс. Автопортрет. 1623
Но и здесь, как казалось нашим героям, она пристально, свысока, смотрела на них. Словно, осуждала за то, что они живут, а фламандки, которую она изображает, уже нет. Особенно чувствовалось это, когда они утром спускались в залу из спальни. Она смотрела на них везде, где бы они не находились - у зеркала, которое обожала хозяйка (оно «делало» ее выше и тоньше), на лестнице, ведущей на второй этаж, у стойки домашнего бара, даже у двери, когда они выходили из дома.
Насмешливо смотрела на хозяйку таинственная фламандка, когда та перед зеркалом примеряла многочисленные платья из бутиков друзей ее мужа-финансиста. И особенно презрительно, когда она одевала на себя нижнее белье - мол, что за гадость вы на себя одеваете!
Ну, что тебе не нравится? Что я тебе сделала?! - В отчаянье закричала однажды «бедная» женщина, видя в зеркало усмешку безмолвной картины. Ты мне завидуешь... - Со злорадством прошипела хозяйка.
И.К.Айвазовский. Вид Судакской бухты. 1879. Холст. Масло. 73x94 см. Ставропольский краевой музей изобразительных искусств
Но фламандка лишь презрительно сжала губы и, кажется - впервые, отвернулась...
На другой день фламандку продали. Муж договорился с партнерами в Лондоне, и через 3 месяца после троекратного удара молоточком на солидном аукционе картину сняли c подставки и в сопровождении охранника унесли в заднюю дверь.
«Она смотрела на меня до самого последнего момента... У нее были слезы на глазах... Выкупи ее обратно...» - Плача, молила мужа бывшая хозяйка картины по телефону из Лондона...
Увы...
Выкупить ее не смогли, и бедная Лиза уже более 10 лет плачет, вспоминая пристальный взгляд гордой фламандки...
...Нам тоже в Лондон - русская неделя привлекла ценителей русского искусства, коих в мире немало. Русская живопись, драгоценности, иконы, книги и манускрипты... Были бы деньги!
В шикарном каталоге Sotheby\'s - Маковский и Айвазовский. Особенно хорошо представлен классик русского морского пейзажа Иван Айвазовский - полотна \"Штиль\", \"Среди волн\", \"Закат на крымском побережье\" и знаменитая картина \"Вид на Константинополь и Босфор\".
И.Айвазовский. Штиль. Копия Игоря Родионова. Масло. Холст. 78х120 см. 2007
Иван Константинович Айвазовский (урожденный Ованес Айвазян) прожил долгую творческую жизнь (1817-1900). Всемирно известный российский художник-маринист армянского происхождения, коллекционер.
Его брат - известный армянский историк, священник Габриэл Айвазовский. Похоронен Айвазовский в Феодосии, в Крыму. На берегу моря, которое любил и воспевал, и которое отвечало ему взаимностью...
Полотно \"Среди волн\" (вы его видели выше) искусствоведы считают вершиной творчества Мастера-мариниста. Художник изобразил бушующую стихию без свойственных ему деталей - обломков мачт, тонущих людей, гибнущих кораблей.
Айвазовский любил Константинополь, часто бывал в этом замечательном городе, и не мудрено, что в Лондоне среди европейских коллекционеров высоко котируются его работы \"Вид на Константинополь и Босфор\" и \"Константинополь в лунном свете\". Первая оценена в 2.5-3 млн фунтов стерлингов, вторая (вы ее видите справа) - 120-180 тысяч...
Эксперт Sotheby\'s с гордостью демонстрировала журналистам монументальный шедевр Владимира Маковского «Толкучий рынок в Москве», считая ее «бомбой предстоящих торгов». Вы видите ее слева - к сожалению, лучшего качества найти не удалось.
Это - одна из лучших работ художника. Любопытна ее история. После смерти художника, его наследники продали полотно искусствоведу из Дании, который увез ее к себе домой.
Покупателю повезло - сам Маковский очень любил эту работу и не расставался с ней даже в трудные времена.
Картина хранилась в интеллигентной семье датчан чуть менее столетия, пережив две войны и несколько поколений своих владельцев.
Но, то ли вкусы изменились, то ли средства на что-то понадобились, так или иначе, картина поступила на аукцион Sotheby\'s, который оценил ее в 1.5 млн фунтов стерлингов - несмотря на кризис, подобные полотна всегда покупают!
Владимир Маковский. Автопортрет. 1905 г. Государственная Третьяковская галерея
Каковы критерии успешной продажи? Редкость и качество. Искусствоведы различают, так называемое, музейное качество. Эксперт Sotheby\'s объясняет, что \"Толкучий рынок в Москве\" могла бы занять достойное место в Третьяковской галерее.
Среди лотов в аукционном доме McDougall\'s блистали работы Константина Сомова - уникальная коллекция из 122 рисунков к графической сюите \"Книга маркизы\", многие из которых были известны лишь по печатным изданиям.
Художник потратил более десяти лет на создание великолепной графики, и сегодня его работа считается подлинным шедевром мировой величины.
Кто станет его обладателем? Скорее всего, по опыту искусствоведов, имя покупателя этой коллекции мы не узнаем. Почему?
Чуть позже вы догадаетесь сами. А пока эксперты оценили ее в 3 млн фунтов стерлингов.
\"Книгу маркизы\" специалисты считают эротической графикой. Так ли это? Вы можете оценить сами. Кстати, Сомов считал свои картины «неподходящими для демонстрации дамам». А пока вы смотрите, я приведу несколько штрихов биографии этого великого русского Мастера.
Константин Андреевич Сомов родился 18 ноября (по старому стилю) 1869 года в Петербурге в семье историка искусств, хранителя коллекций Эрмитажа Андрея Ивановича Сомова. Мать, Надежда Константиновна Сомова, известна как прекрасный музыкант и хорошо образованная женщина. Именно она привила своим детям любовь к музыке, живописи, театру.
Константин Сомов. Иллюстрации к \"Книге маркизы\". 1918
Константин Сомов учился в Академии Художеств в мастерской Ильи Репина. Но всего лишь 2 года - в 1897 году он покинул Академию и две зимы провел в Париже. Там познакомился и работал с такими известными Мастерами как А.Бенуа, Е.Лансере, А.Остроумова.
В 1899 Сомов вернулся в Петербург и занялся портретной живописью. Он пишет портреты А.Бенуа, А.Остроумовой, художницы Е.Мартыновой - «Дама в голубом».
«Книга маркизы», по мнению его современников, своеобразная хрестоматия эротической литературы. Первое издание книги вышло в 1908 году в Берлине. В ней - 31 рисунок Константина Сомова. Однако, цензура изъяла те, которые показались ей непристойными. Вот были нравы 100 лет назад!
Скромный титульный лист книги был решен в виде арки, в верхней части которой изображена головки героини. Высокая замысловатая прическа и обнаженный бюст маркизы соответствуют подзаголовку - «Книга рококо».
Константин Сомов, как и многие другие деятели искусства, не вписался в революцию, испытывал массу жизненных трудностей, пока в декабре 1923 года его не «втиснули» в творческую группу Русской выставки, и он выехал в США в качестве уполномоченного от Петрограда. На родину он больше не вернулся, а постоянным местом жительства выбрал не коммерческую Америку, а творческую (в то время) Францию. Жалел ли он об этом? Думаю, что да - его работы российского и французского периодов жизни сильно различаются. И не в пользу второго...
Умер Константин Андреевич Сомов 5 мая 1939 года в Париже...
Черным бархатом закрою
Взгляд, чтоб маски обмануть:
И печальный блеск порою,
И недоброй страсти жуть;
Будет темным оперенье,
В тон смирению с судьбой,
Лишь гранатовые звенья -
Отблеск тайны роковой.
Черный веер драгоценный,
Масти вороной парча
Отпечаток жизни пленной
Берегут от палача.
Он - в доспехах?! Что ж, не новость:
Маскарад проглотит все,
И души негодной пропасть
Спрячет пестрое тряпье.
Влюбленный Арлекин, 1912 год
И, прежде чем вы переключитесь на анализ трендов и волн Эллиота на рынке Forex, чтобы узнать - сколько вы заработали (или потеряли) за время чтения этого текста, предлагаю посмотреть на понравившуюся мне много лет назад работу художника-иллюстратора Михаила Зичи «Спектакль в Большом театре по случаю коронования императора Александра II».
К творчеству этого мастера я еще в будущем вернусь.
Из серии «Лекции по искусству»
Слева: Портрет И.К.Айвазовского работы С.А.Рымаренко. 1846, справа - И.К.Айвазовский. Чесменский бой. Холст. Масло. 1848. Феодосийская картинная галерея Айвазовского
Неделя «русских торгов» прошла в Лондоне (время действия – 2009 год) сразу на 4-х крупнейших аукционах - Sotheby\'s, Christie\'s, McDougall\'s и Bonhams. Кризис - скажите вы. Да, но не для любителей живописи, а также тех, кто временно забрал с фондовых и финансовых рынков свои активы и думает - куда бы их вложить? На время, конечно! А после окончания кризиса, на его дне, увидеть которое удается не всем, а разглядеть - и вовсе только единицам, выгодно продать, чтобы вернуть средства на рынок: деньги должны работать, а не пылиться на стене или «валяться» на камине в форме статуэтки XVIII века!
Так, что у нас не увядает? - Задумался новый русский.

И вспомнил знаменитое, на первый взгляд, странное изречение - люди стареют и умирают, а их картины, наоборот - с годами начинают жить полноценной жизнью.
Их оценивают по достоинству (с точки зрения картин и их владельцев – авторов уже, как правило, нет), помещают в каталоги, в запасники солидных музеев, а, если повезет - в дорогой раме могут повесить на стену (на время, конечно).
И душа (у картин) радуется - из-за них торгуются, выкрикивают цену с 6 или даже 7 нулями (а как же - а вы что думали!), стучат молоточком «Раз... Два... Три... Продано!». Ой, как приятно!
А потом - жизнь в салоне! О, если вы не висели на стене салона, не говоря уже о солидном музее (да, хотя бы, провинциальном!), вам не понять чувство картины - гордость! Не все же висят! Не за всех отчаянно торгуются! Не всех покупают! Не за всех так много платят!
Интересно, если картина живет - и, как правило, вполне прилично - что она думает о своем авторе? А о покупателе? Кого больше уважает? Один дал ей жизнь, но бросил, уйдя в мир иной. Другой предоставил возможность прожить эту жизнь хорошо - остаться целой, быть всегда «в форме», слышать секреты дома, видеть жизнь его обитателей - публичную и домашнюю, внешнюю и интимную...
Я знаю человека, который не выдержал и продал картину, висевшую в спальне. Почему? Сначала, ему казалось, что фламандская баронесса на фоне патио, поросшего травой, как-то презрительно улыбается, глядя на их с женой ложе. Да, согласилась жена, ты прав. И они стали выключать свет, хотя обожали...
В общем, сами понимаете. Но фламандка, похоже, видела и в темноте ночи при лунном свете. Они стали задергивать шторы, но все равно ощущали на своих обнаженных телах ее насмешливый взгляд... И перевесили картину в большую залу.

Но и здесь, как казалось нашим героям, она пристально, свысока, смотрела на них. Словно, осуждала за то, что они живут, а фламандки, которую она изображает, уже нет. Особенно чувствовалось это, когда они утром спускались в залу из спальни. Она смотрела на них везде, где бы они не находились - у зеркала, которое обожала хозяйка (оно «делало» ее выше и тоньше), на лестнице, ведущей на второй этаж, у стойки домашнего бара, даже у двери, когда они выходили из дома.
Насмешливо смотрела на хозяйку таинственная фламандка, когда та перед зеркалом примеряла многочисленные платья из бутиков друзей ее мужа-финансиста. И особенно презрительно, когда она одевала на себя нижнее белье - мол, что за гадость вы на себя одеваете!
Ну, что тебе не нравится? Что я тебе сделала?! - В отчаянье закричала однажды «бедная» женщина, видя в зеркало усмешку безмолвной картины. Ты мне завидуешь... - Со злорадством прошипела хозяйка.

Но фламандка лишь презрительно сжала губы и, кажется - впервые, отвернулась...
На другой день фламандку продали. Муж договорился с партнерами в Лондоне, и через 3 месяца после троекратного удара молоточком на солидном аукционе картину сняли c подставки и в сопровождении охранника унесли в заднюю дверь.
«Она смотрела на меня до самого последнего момента... У нее были слезы на глазах... Выкупи ее обратно...» - Плача, молила мужа бывшая хозяйка картины по телефону из Лондона...
Увы...
Выкупить ее не смогли, и бедная Лиза уже более 10 лет плачет, вспоминая пристальный взгляд гордой фламандки...
...Нам тоже в Лондон - русская неделя привлекла ценителей русского искусства, коих в мире немало. Русская живопись, драгоценности, иконы, книги и манускрипты... Были бы деньги!
В шикарном каталоге Sotheby\'s - Маковский и Айвазовский. Особенно хорошо представлен классик русского морского пейзажа Иван Айвазовский - полотна \"Штиль\", \"Среди волн\", \"Закат на крымском побережье\" и знаменитая картина \"Вид на Константинополь и Босфор\".

Иван Константинович Айвазовский (урожденный Ованес Айвазян) прожил долгую творческую жизнь (1817-1900). Всемирно известный российский художник-маринист армянского происхождения, коллекционер.
Его брат - известный армянский историк, священник Габриэл Айвазовский. Похоронен Айвазовский в Феодосии, в Крыму. На берегу моря, которое любил и воспевал, и которое отвечало ему взаимностью...
Полотно \"Среди волн\" (вы его видели выше) искусствоведы считают вершиной творчества Мастера-мариниста. Художник изобразил бушующую стихию без свойственных ему деталей - обломков мачт, тонущих людей, гибнущих кораблей.
Айвазовский любил Константинополь, часто бывал в этом замечательном городе, и не мудрено, что в Лондоне среди европейских коллекционеров высоко котируются его работы \"Вид на Константинополь и Босфор\" и \"Константинополь в лунном свете\". Первая оценена в 2.5-3 млн фунтов стерлингов, вторая (вы ее видите справа) - 120-180 тысяч...

Это - одна из лучших работ художника. Любопытна ее история. После смерти художника, его наследники продали полотно искусствоведу из Дании, который увез ее к себе домой.
Покупателю повезло - сам Маковский очень любил эту работу и не расставался с ней даже в трудные времена.
Картина хранилась в интеллигентной семье датчан чуть менее столетия, пережив две войны и несколько поколений своих владельцев.
Но, то ли вкусы изменились, то ли средства на что-то понадобились, так или иначе, картина поступила на аукцион Sotheby\'s, который оценил ее в 1.5 млн фунтов стерлингов - несмотря на кризис, подобные полотна всегда покупают!

Каковы критерии успешной продажи? Редкость и качество. Искусствоведы различают, так называемое, музейное качество. Эксперт Sotheby\'s объясняет, что \"Толкучий рынок в Москве\" могла бы занять достойное место в Третьяковской галерее.
Среди лотов в аукционном доме McDougall\'s блистали работы Константина Сомова - уникальная коллекция из 122 рисунков к графической сюите \"Книга маркизы\", многие из которых были известны лишь по печатным изданиям.
Художник потратил более десяти лет на создание великолепной графики, и сегодня его работа считается подлинным шедевром мировой величины.

Чуть позже вы догадаетесь сами. А пока эксперты оценили ее в 3 млн фунтов стерлингов.
\"Книгу маркизы\" специалисты считают эротической графикой. Так ли это? Вы можете оценить сами. Кстати, Сомов считал свои картины «неподходящими для демонстрации дамам». А пока вы смотрите, я приведу несколько штрихов биографии этого великого русского Мастера.
Константин Андреевич Сомов родился 18 ноября (по старому стилю) 1869 года в Петербурге в семье историка искусств, хранителя коллекций Эрмитажа Андрея Ивановича Сомова. Мать, Надежда Константиновна Сомова, известна как прекрасный музыкант и хорошо образованная женщина. Именно она привила своим детям любовь к музыке, живописи, театру.

Константин Сомов учился в Академии Художеств в мастерской Ильи Репина. Но всего лишь 2 года - в 1897 году он покинул Академию и две зимы провел в Париже. Там познакомился и работал с такими известными Мастерами как А.Бенуа, Е.Лансере, А.Остроумова.
В 1899 Сомов вернулся в Петербург и занялся портретной живописью. Он пишет портреты А.Бенуа, А.Остроумовой, художницы Е.Мартыновой - «Дама в голубом».
«Книга маркизы», по мнению его современников, своеобразная хрестоматия эротической литературы. Первое издание книги вышло в 1908 году в Берлине. В ней - 31 рисунок Константина Сомова. Однако, цензура изъяла те, которые показались ей непристойными. Вот были нравы 100 лет назад!
Скромный титульный лист книги был решен в виде арки, в верхней части которой изображена головки героини. Высокая замысловатая прическа и обнаженный бюст маркизы соответствуют подзаголовку - «Книга рококо».
Константин Сомов, как и многие другие деятели искусства, не вписался в революцию, испытывал массу жизненных трудностей, пока в декабре 1923 года его не «втиснули» в творческую группу Русской выставки, и он выехал в США в качестве уполномоченного от Петрограда. На родину он больше не вернулся, а постоянным местом жительства выбрал не коммерческую Америку, а творческую (в то время) Францию. Жалел ли он об этом? Думаю, что да - его работы российского и французского периодов жизни сильно различаются. И не в пользу второго...
Умер Константин Андреевич Сомов 5 мая 1939 года в Париже...
Черным бархатом закрою
Взгляд, чтоб маски обмануть:
И печальный блеск порою,
И недоброй страсти жуть;
Будет темным оперенье,
В тон смирению с судьбой,
Лишь гранатовые звенья -
Отблеск тайны роковой.
Черный веер драгоценный,
Масти вороной парча
Отпечаток жизни пленной
Берегут от палача.
Он - в доспехах?! Что ж, не новость:
Маскарад проглотит все,
И души негодной пропасть
Спрячет пестрое тряпье.
Влюбленный Арлекин, 1912 год

К творчеству этого мастера я еще в будущем вернусь.
Из серии «Лекции по искусству»