Вход Регистрация
ASHKELON.RU - Ашкелон | Израиль | Новости сегодня
суббота, 20 апреля 11:27


Исаак Левитан – русский пейзажист

Исаак Левитан. Автопортрет. Справа - Весна – большая вода

Его называли певцом русской природы, а он был евреем, его дед был раввином.

(Хотя, что тут особенного?)

Мальчик, как вспоминают современники, был нелюдим, не любил суеты, наоборот – предпочитал в одиночестве бродить по окраинам своего местечка.

Закаты казались ему чудом, а появление звезд связывал с новым днем – как следовало из священных книг евреев.

Ему хотелось понять природу – почему происходят смены дня и ночи, засыпание и пробуждение деревьев, животных, птиц, движения людей.

Его считали немного «не от мира сего», а он – в учебе, общении – был вполне нормальным ребенком.

Любил книги, стихи, просил купить ему набор для рисования.

Но семья страшно бедствовала...

Сейчас трудно сказать – что повлияло на отца – станционного смотрителя, когда он решился уехать в Москву.

Исаак Левитан – русский пейзажистИсаак Левитан. Автопортрет. Справа - Осенний день. Сокольники, 1879

В Москве отец и сын остановились в огромном доме на Солянке, в темной и тесной комнате доходного дома, где чадила керосиновая лампа.

Было холодно, промозгло, моросил дождь - самое непривлекательное время для Белокаменной...

И как позже написал отец своей жене – на душе было тоскливо.

Но Исаак пошел в школу, и постепенно привык к большому шумному городу.

И однажды сказал отцу - Москва красива.

В 13 лет он поступил в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества.

Он был прилежным, старательным и, видимо, делал успехи, ибо его отметили как творческого студента.

Он был красив, похож на флорентинца, но пирушки друзей избегал.

И можно было бы сказать – вел правильный образ жизни, но это было не так – рисовал, рисовал и рисовал...

Исаак Левитан – русский пейзажистИсаак Левитан. Тихая обитель. 1890

За ним по следам шло горе: ему было 17, когда умерла мама, а через несколько месяцев – и отец.

В 17 лет он остался абсолютно один, и стал нищим - его исключили из училища за неуплату курса обучения, но друзья-студенты нашли для него нужную сумму, и его восстановили.

Через год, учитывая мастерство живописи, училище освобождает Левитана от платы за обучение.

И тут ему повезло - Алексей Кондратьевич Саврасов взял Левитана в свою мастерскую, и тот стал его учеником.

Первая выставка, в которой участвовал Левитан, состоялась в 1877 году.

Критики надолго задерживались возле его картин «Осень» и «Заросший дворик».

И, по мнению искусствоведов, это в значительной степени определило его будущее - он стал «поэтом-портретистом» русской природы.

В 1879 году он переезжает в подмосковную Салтыковку, где подолгу упорно работает.

Первым молодого пейзажиста заметил Третьяков.

Он приобрел его картину «Осенний день. Сокольники» за 100 рублей.

Это был неслыханный успех!

Но и он же несколько сбил «прицел» 19-летнего художника – Левитан стал ежедневно писать картины для скупщика, малюя базарные пейзажи, торговцев, бродячих людей.

Но ему снова повезло – Савва Мамонтов, разобравшись в ситуации, пригласил Левитана для написания декораций к опере Даргомыжского «Русалка», где он должен был работать совместно с Виктором Михайловичем Васнецовым - одним из самых знаменитых русских художников XIX века.

Премьера оперы прошла блестяще.

Левитан получил такую сумму, что смог переехать жить в Крым.

Здесь он создал 50 знаменитых крымских этюдов, прославив себя как пейзажист.

Но... Как часто бывает в жизни, несчастная – неразделенная, любовь к молодой художнице Софье Кувшинниковой, рушит покой в его душе живописца, и он бежит из Крыма.

Исаак Левитан – русский пейзажистИсаак Левитан. Слева - Еврейка в восточном покрывале. 1884 (единственная картина на «еврейскую тему»), справа - Софья Кувшинникова - картина написана, когда Софья Петровна играла на фортепиано

Но не в Москву, которая так и не стала ему близкой, а в небольшой красивый волжский городок Плес.

«Вечер на Волге», «Березовая роща», «После дождя. Плес», «Заросший пруд», «Вечер. Золотой Плес»...

Это – шедевры пейзажа.

Простор, река, изгибаясь, отождествляет бесконечность, свободу, размах.

Левитан пишет свой любимый закат, вечер, рощу...

Река и берег обнимаются...

Вечерний туман вытесняет из пейзажа форму реки, делает ее таинственной, словно облаченной в полупрозрачное платье.

Пахнет стариной, чем-то спокойным, будто нет в мире войн, трагедий.

И, как награда от любимой им природы – к нему приезжает Софья Кувшинникова.

Они селятся в Юрьевце - небольшом городке на правом берегу Волги, напротив устья реки Унжи, в 159 км к северо-востоку от Иванова, и в 58 км от железнодорожной станции Кинешма.

Ему хорошо, пишется легко, идеи рождаются и рядом Человек, с кем их можно обсудить.

Бродя по окрестностям, Левитан со своей спутницей наткнулся на старый монастырь – вы видите его на картине «Тихая обитель» - церковь с головками башен утопает в зелени в лучах заходящего солнца.

Где-то там, далеко за рекой...

Живопись Левитана очень нравилась Поленову – большому любителю (именно) русской природы, и он рекомендовал его передвижникам.

И Левитан был приглашен в Петербург на торжественный обед Товарищества.

Его единогласно приняли в ряды передвижников.

И он оправдал надежды товарищей – стал постоянным участником ежегодных знаменитых «выставок передвижников».

Исаак Левитан – русский пейзажистУ омута

Левитан «перебирается» поближе к новым товарищам - следующее лето он, вместе со своей Софьей, поселяется на даче в Тверской губернии.

Недалеко запруда – в ней, если верить местной легенде, утопилась дочь мельника.

Итог - все лето художник пишет «У омута»...

А уже осенью – словно только для того, чтобы написать «У омута», он сюда и приезжал, перебирается в небольшую деревушку Городок близ города Болдина Нижегородской губернии.

Неподалеку проходит знаменитый Владимирский тракт, и Левитан пишет знаменитое полотно «Владимирка».

Исаак Левитан – русский пейзажист«Владимирка»

Спускается солнце за степи,
Вдали золотится ковыль.
Колодников звонкие цепи
Взметают дорожную пыль
.

Почему Левитан не изобразил на ней каторжников? Имеет ли смысл эта знаменитая дорога без них?

Этот вопрос надо бы задать самому Автору. Но, увы...

Его Владимирский тракт безлюден: нет щемящей тоски арестантов в кандалах, но, многие искусствоведы утверждают – они слышат окрики конвойных и звон кандалов...

Признаюсь – я не слышу, и не считаю «Владимирку» шедевром. Дело вкуса...

В марте 1894 года Левитан, заработав деньги, едет за границу.

Берлин, Прага, Вена, Ницца, Париж…

Он удивлен – а где здесь та природа – нежно-зеленая, с травами, русской степью, ковылем, золотом осени, свежим ветром рек...

Там, в России, он ее видел и понимал – а здесь?

Здесь все по-другому, может, и красиво, но не для него – не по его представлению, вкусу, взгляду.

Но в жизни ему помогла именно европейскую известность - в 1897 году Левитана избирают членом мюнхенского «Сецессиона».

Исаак Левитан – русский пейзажистИсаак Левитан. Над вечным покоем

И на следующий год – уже на родине, он становится академиком живописи, его приглашают руководить классом пейзажа в его родное училище.

Когда один из учеников Левитана, побывав на выставке художников-французов, начал все изображать в лиловых тонах, Исаак Ильич добродушно упрекнул студента – мол, вы француз, что ли?

Пишите по-русски. Как видите. Зачем подражать чужому, ищите свое!

Может, именно за это его любил Чехов?

Чехова обхожу молчанием...

«Весна – большая вода», по мнению знатоков, вершина пейзажной живописи Левитана.

Исаак Левитан – русский пейзажистИсаак Левитан. Золотая осень

Полая вода, затопленные ею деревья, избы вдали, тихо покачивается пустая лодка, ветки еще голых деревьев.

За четверть века – больше ему не было отпущено, Левитан написал около тысячи картин, этюдов, рисунков.

Левитан много работает, но и много болеет.

У него недомогание - тяжелое заболевание сердца. Оно его мучает все сильнее.

А в конце июля 1900 года сердце Левитана остановилось...

На похороны из-за границы приехал его настоящий друг Серов, а в далеком Париже знаменитый русский художник Михаил Васильевич Нестеров выстоял траурный пост у его работ на проходившей там Международной выставке...

Он жил так, будто нет смерти – есть только живопись, в ней пейзаж, а в нем – только Россия.

А смерть была - у него за спиной.

«Искусство такая ненасытная гидра и такая ревнивая, что берет всего человека, не оставляя ему ничего из его физических и нравственных сбережений».

Это Исаак Левитан сказал о себе?