Вход Регистрация
ASHKELON.RU - Ашкелон | Израиль | Новости сегодня
четверг, 28 мартa 12:41


Бабушка Европы

Статья из архива


Послушай совет женщины и сделай наоборот.
Волос долог, да ум короток.
Курица не птица, а баба не человек.


Вот так! Каких-то 150 лет назад в тогдашнем мире процветал патриархат. Тогда женщина была унижена, как немцы когда-то говорили, до положения трёх К – кюхе, кирхе, киндер – кухня, церковь, дети. И ничего более! Мужчины захватили власть и их раздутое самолюбие не желало делиться этой властью с женщинами.

Но так было не всегда. Какими умными были мужчины в Элладе! Уж я нашла такой перл у греческого мудреца Софокла, что следовало бы его наградить за прекрасные слова.

«Стоит один раз поставить женщину наравне с мужчиной, как она начинает его превосходить»,

И сейчас я это всем вам, дорогие мужчины, докажу на прекрасном примере!

Жила-была Королева, которая процарствовала на своём троне дольше всех королей, царей, ханов и султанов в мире – 64 года, почти всё 19 столетие – английская Королева Виктория (1819–1901). При рождении её крестным отцом был русский царь Александр I. Взошла она на английский престол, была коронована в 19 лет. И какая умница была эта Королева! Как уважал и любил её английский народ! Ни одному английскому монарху, а только Виктории – был поставлен в Лондоне грандиозный беломраморный монумент с восседающей Королевой, перед стенами королевской резиденции – Букингемским дворцом.

При воспитании она получила хорошие познания, разбиралась в вопросах государства и права, управления страной. Вникала во все государственные дела и ни одно решение не принималось без неё. Виктория свободно владела латынью, греческим, немецким, французским и итальянским языками. Во все времена своего царствования она хорошо умела находить общий язык со всеми премьер-министрами и правительствами своей страны.

За годы правления Виктории Британия имела огромные успехи в индустрии, торговле, финансах, морском транспорте, расширении империи. Англия была владычицей морей и колониями, где жило 100 миллионов человек. Её современники и потомки связывали эти успехи с именем королевы Виктории. Процветала викторианская мораль и добродетель, сохранение семейных ценностей, вся нация была под впечатлением и благотворным влиянием счастливой семейной жизни Королевы, без измен, без скандалов, без порочащих слухов. Четырёх сыновей и пятерых дочерей, а затем внуков и внучек она переженила и выдала замуж за наследников тронов разных стран, этим Виктория оказывала влияние на всю европейскую политику. За всё это она получила ласковое прозвище «Бабушка Европы»!

Королева Виктория и Принц Альберт, герцог Саксен-Кобург-Готский, ставший Принцом-консортом - супругом правящей королевы, очень любили друг друга, прожили в счастливом браке 21 год. Он слыл «ходячей энциклопедией», был умным, порядочным человеком, верным помощником и главным советником Виктории в государственных делах.

Но внезапно - и скоропостижно, умер в 42 года от тяжёлой пневмонии. Эта страшная потеря для Виктории была таким ударом, что последующие многие годы она жила в изоляции, в четырёх стенах, избегала участвовать в различных публичных событиях и церемониях. Через десять лет она стала возвращаться к активной деятельности, но до конца жизни, в течение 40 лет, соблюдала траур. Какое сочувствие и сопереживание к горю своей Королевы, какую привязанность к ней проявляли англичане в эти годы!
Однако давайте не будем сильно вдаваться в государственные дела Англии, и в то, как Королева Виктория справлялась с ними.

Ведь у неё была и своя частная, личная жизнь, она, оказывается, имела некое отношение к музыке, о чём мы и поговорим подробнее. Для этого вернёмся в её молодые годы.

Викторию с детства обучали музыке лучшие учителя, она хорошо разбиралась в ней, имела хороший голос, любила петь, Из всех композиторов-европейцев 19 века она ценила музыку только одного из них – Феликса Мендельсона-Бартольди. Выйдя замуж за немецкого Принца Альберта, она любила музицировать вместе с ним, они играли в четыре руки светлые, лиричные, красочные мелодии «Песен без слов» Мендельсона.

И особенно Виктория любила петь его песни и романсы «Италия», «Беги со мной», «Я вижу тебя всегда во сне», «Соловей» и др. на слова Ленау, Гейне и Гёте. Ей нравилась эта музыка тем, что в ней нет грусти, взрывов отчаяния, трагизма, а наоборот, преобладали живые, сверкающие, радостные мотивы. Она чувствовала утончённость этой музыки, а подчас его произведения были переполнены кипением, энергией, беззаботной радостью. Королева дважды приглашала его в свои резиденции: однажды в декабре, а именно - 14 декабря 1840 года, в Букингемский дворец, и весной 1842 года – в Виндзорский замок, о чём она упоминает в своих мемуарах.

Под предводительством дворецкого Мендельсон шёл по анфиладе светлых и высоких залов и по бесконечным коридорам огромного, квадратного, состоящего из 775 помещений, Букингемского дворца.

Дворецкий, как опытный гид, останавливаясь в каждом зале, давал возможность Феликсу осмотреть эти роскошные апартаменты. Всюду он видел картины великих художников, портреты английских королей и королев разных эпох, драгоценную мебель, огромные хрустальные люстры и позолоченные статуи-светильники изумительной красоты, античные скульптуры, колоннады из порфира, лазурита, каррара, мозаичные полы, старинные гобелены, витрины с прекрасными безделушками, огромные и ценные ковры.

Причём, каждый зал был оформлен в своём особом стиле: бальный зал, золотой и серебряный залы, античный, восточный. А вот и тронный зал, с двумя тронами на возвышении, под балдахином, с золотыми знаками английской монархии, и весь в тёмно-вишнёвых драпировках. Особенно заинтересовал его музыкальный зал, украшенный колоннами из голубого мрамора, в котором находилась большая коллекция неизвестных ему музыкальных инструментов из Азии и Африки, привезенных, очевидно, из английских колоний.

И вот, наконец, личные апартаменты Королевы и Принца-консорта.

К Мендельсону вышла Виктория – довольно просто одетая, невысокая, с изящной фигурой, юная дама с голубыми глазами чуть на выкате, приятным, умным лицом и звонким голосом. Сопровождал её высокий, худощавый, привлекательный и элегантный мужчина – Принц Альберт.

Её Величество сразу же, после представления, призналась - ей нравится музыка Мендельсона и она рада их встрече. Принц Альберт очень хвалил сочинённую Мендельсоном в 17 лет «Увертюру» и «Свадебный марш» к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь» и назвал очень напыщенно эти музыкальные произведения – «…величавым мажорным апофеозом».

В конце этого разговора Феликс попросил Альберта сыграть ему что-нибудь и сказал:

- Когда я вернусь в Германию, то смогу похвастаться, что слышал игру Принца.

На это Королева воскликнула:

- Да, послушайте его игру! Принц – настоящий музыкант, могу вас уверить.

- Виктория! – укоризненно произнёс Альберт, но было видно - он явно доволен.

- Энтузиазм королевы извинителен, - продолжал Альберт, - он вызван не критической оценкой, а чувством.

И сел за пианино, исполнил мелодию сложного хорала знаменитого в те времена австрийского композитора Генриха Герца, строгую, псалмовую мелодию в медленном темпе.

Феликс Мендельсон был очарован игрой Альберта и сказал, что его исполнение сделало бы честь профессиональному музыканту.

- Королева очень любит ваши песни, - обратился Альберт к композитору, - почему бы тебе, liebchen, не спеть одну?

И Виктория спела довольно недурно и чисто под аккомпанемент композитора два романса «Песню паломника», согретый теплом естественных чувств, и «Оставь меня», взволнованное, юношеское признание, что нет любви, после которых Мендельсон рассыпался в похвалах Её Величеству.

И тут вдруг возникла совершенно необычная, неожиданная ситуация… Гость обратился к Виктории с просьбой:

- Ваше Величество, ваше приглашение во дворец, возможность аккомпанировать вам при исполнении этих романсов для меня – большая честь и огромное удовольствие! Но позвольте напоследок сыграть вам и своё произведение…

- Как, а разве это были не ваши романсы?

- Нет, их написала моя сестра – Фанни Мендельсон-Гензель…

- Но почему ноты её романсов напечатаны в вашем сборнике, под вашей фамилией?

- Потому что ни одно нотное издательство не принимает для публикации музыкальные произведения, созданные женщиной… А отказываются они принимать потому, что даже слышать не хотят об этом, заранее уверены в ничтожности их произведений, все издатели проникнуты вековыми предрассудками, что ни одна женщина не способна по своей природе создать нечто талантливое в музыке, или живописи, или литературе… По просьбе моей горячо любимой старшей сестры Фанни, в этой нотной тетради, по которой я вам аккомпанировал, напечатаны три её романса из шести. Её с детства учителя называли музыкальным вундеркиндом, у неё потрясающий талант к музыке!

Такой ответ уважаемого гостя просто шокировал королевское семейство…

Но не будем удивляться, ведь это был такой далёкий 1840 год… И разве пережитки подобного отношения к женщине мы не встречаем ещё и сегодня?

Вот так! Патриархат – торжествовал! Веками женское творчество или способности к наукам не считались существующими и серьёзными. У женщин другое мышление, у них – узкие интересы, у них нет способностей и талантов, они не развиты, они живут чувствами, а не умом, которого у них чаще всего и вообще нет. У женщин нет той смелости, воли, мужества, как у мужчин, поэтому они не способны преодолеть мужскую стену, её упорное противодействие. Многовековая роль женщины была сведена к одному – жить «за мужем».

И только последние 100 лет женщины добились возможности широкого образования, развития своих способностей и талантов, получения статуса – быть с мужчинами на равных.

И напоследок – вопрос: Как вы думаете, кто из классических композиторов самый популярный в мире? Моцарт? Бетховен? Чайковский? Верди? Штраус?

Нет. Самым популярным, чаще всех исполняемым на свете композитором является Феликс Мендельсон-Бартольди, так как его знаменитый «Свадебный марш» исполняется еженедельно десятки тысяч раз на всех континентах Земли во время свадеб.

Похожие материалы

Лента новостей