Вечное движение
«Вечное движение» – это не просто название одной из пьес великого музыканта Никколо Паганини, которая прозвучит в программе второго концерта абонемента «Класси-кейф» в ашкелонском Дворце Культуры 15 января (как всегда, в 20:30). Это даже не только общее название для целой группы пьес, которые писали композиторы разных стран, стилей и эпох.
' Я выбрал именно это название, чтобы подчеркнуть сущность основного «героя» этого будущего вечера – «Симфониета Раанана», оркестра, который и находится в этом вечном, постоянном движении – в поиске, в стремлении к совершенству и высшему мастерству. Направления этих поисков весьма разнообразны: серьёзные классические программы - и выступления на открытом воздухе для самой широкой публики, сотрудничество с лучшими израильскими дирижёрами и солистами - и концерты для детской аудитории, в стремлении к ещё одному «вечному» движению – открыть для детей, в садиках и в школах прекрасные Миры Музыки. Оркестр «Симфониета Раанана», кстати, отметивший в ушедшем 2011 году своё двадцатилетие (он был создан в 1991 году) переживал и мучительные трудности рождения, и период творческого становления, и – увы, неизбежные – финансово-административные проблемы. Сегодня это современный, интересный творческий коллектив, состоящий из почти 50-ти музыкантов, большинство из которых, по имеющимся у меня сведениям, репатрианты из бывшего Советского Союза. Он по праву пользуется большим успехом у публики практически в любой своей программе, в Израиле или на зарубежных гастролях, в телепередачах и на международных фестивалях. И ещё одну деталь хочется отметить: оркестр очень инициативен, постоянно обращается к самым разным формам и жанрам классической и современной музыки, находит для неё интересную творческую интерпретацию.
Концерт 15 января не будет исключением. Его особенность – солист-скрипач и дирижёр выступают в одном лице, возрождая традицию «старого» венского оркестра, и одновременно использует практику многих современных коллективов и музыкантов (из скрипачей назову Гидона Кремера, Владимира Спивакова, Максима Венгерова, совмещающих исполнительское и дирижёрское искусство в рамках одного концерта).
В нашем же случае за дирижёрским пультом со скрипкой и смычком в руках – вместо дирижёрской палочки – будет стоять концертмейстер оркестра, яркий музыкант Итай Цури. За плечами у этого 46-тилетного скрипача прекрасное и очень солидное музыкальное образование в странах Европы и Америки, многочисленные концертные и фестивальные выступления. В концерте «Фантазия для скрипки с оркестром» Итай Цури – солист и дирижёр – исполнит девять (!) крупных сочинений, относящихся к жанру концертной пьесы, и составляющих «цвет» мировых музыкальных шедевров. Эти 9 произведений написаны композиторами 7 стран: Австрии, Англии, Венгрии, Испании, Италии, Польши, Франции – поистине широчайшая музыкальная география!
Откроется концерт блестящим парадным Полонезом Генриха Венявского, очень рано завоевавшего славу одного из лучших европейских скрипачей – исполнителя и педагога. На протяжении многих лет он был тесно связан с русской культурой как профессор ведущих русских консерваторий. Писал Венявский почти исключительно для скрипки – и грандиозные Концерты, и небольшие пьесы. А его Концертные Полонезы не менее популярны, чем фортепианные Полонезы другого великого поляка - Фридерика Шопена.
Классика будет представлена Рондо из «Хаффнер»-серенады Моцарта в переложении для скрипки другого австрийца - Ф. Крейслера, автора многих известных пьес для этого инструмента. Любопытный факт: мистифицируя публику, некоторые свои сочинения Крейслер выдавал за якобы найденные им произведения старых мастеров 17-18 века. И ему верили! Лишь значительно позже он признался: всё это написано им самим.
«Неизбежная» для европейской, особенно франко-испанской. музыки «цыганская тема» будет представлена сразу двумя замечательными, труднейшими в виртуозно-техническом и образном плане сочинениями – знаменитой Рапсодией «Цыганка» Мориса Равеля и «Цыганскими напевами» Пабло Сарасате. Этот выдающийся испанец, начавший концертировать с 10-ти лет, был величайшим исполнителем своего времени. Специально для него писали и тот же Венявский, и Сен-Санс, Лало посвятил ему свою «Испанскую симфонию». «Цыганские напевы» Сарасате – настоящая энциклопедия скрипичного искусства… Рапсодия «Цыганка» Равеля написана в ослепительно яркой манере, в сочетании свободы музыкального темперамента и нерушимой логики драматургического развития. «Произведение, отлитое из звонкой бронзы» - так охарактеризовала это сочинение Равеля венгерская скрипачка Араньи, для которой «Цыганка» была написана.
Лирическая линия концерта будет особенно заметна в таких замечательных произведениях, как «Размышление» Ж. Массне и вальс «На прекрасном голубом Дунае»
Й. Штрауса. Почти каждый вальс Штрауса-сына – шедевр. А об этом и говорить не приходится: шедевр из шедевров!
Лишь два композиторских имени в программе менее известны. Англичанин Эдуард Элгар к концу 19-го века справедливо считался самым известным композитором своей страны. Включённая в программу пьеса «Салют любви» (название говорит само за себя) написана в период наивысшего расцвета творчества Элгара, в 1889 году, и по праву относится к числу лучших его сочинений. Из композиций венгерского скрипача Енё Губайя наиболее известны пьесы, построенные на венгерском национальном материале. В анонсируемом концерте прозвучит «Чардаш» - один из самых эффектных венгерских танцев (вспомним его самые разнообразные «проявления» в творчестве венгерских композиторов и исполнителей).
Так сложилось, что между первыми двумя концертами «Класси-кейф» был более чем двухмесячный перерыв. Наступил новый год, а с ним придут и новые музыкальные впечатления – ведь держатели абонементов уже соскучились и по хорошей музыке, и по интересным исполнителям… Надеюсь, концерт «Фантазия для скрипки с оркестром» в вечном движении «Симфонет Раананы» вместе со скрипачом и дирижёром Итай Цури продолжит прекрасные традиции «Класси-кейф»…
Источник:











