Увертюра, Концерты, Фантазия… или «Фантазия в чёрно-белых тонах»
Именно так называется очередной, уже четвёртый по счёту, абонементный концерт «Класси-кейф» в Гейхал ха Тарбут. Абонемент постепенно приближается к своему финалу – остаются ещё две программы, а я ловлю себя на мысли, что в этом сезоне будет как-то особенно жаль с ним расставаться: «Класси-кейф» 2011-12 несомненно удался – интересные, насыщенные, разнообразные программы, прекрасные исполнители.
'
До сих пор в памяти предыдущий концерт: Малер, Гершвин, Д’Энди, Брамс в исполнении музыкантов Израильского филармонического оркестра и «души» коллектива, пианистки Нади Вайнтрауб. Это было искусство высочайшего уровня!
Думаю, не будет разочарованием и концертный вечер 22-го апреля. Исполнители хорошо знакомы: снова Симфониетта Раананы, прекрасно предъявившая свою творческую «визитку» в январской «Фантазии для скрипки с оркестром»; дирижёр, пианист, и, наверное, как всегда, комментатор программы Гиль Шохат и уже выступавшая с ним в прошлом сезоне замечательная пианистка Дорель Голан.
Среди композиторов – тоже «старые знакомые». В первом отделении Верди, Шостакович, Сен-Санс; во втором – Шуберт, Хачатурян, Григ – в целом ярчайшее созвездие композиторских имён романтизма 19-го и «советской классики» 20-го веков. И программа – очень разнообразная в жанровом отношении. В ней представлены фортепианные Концерты Сен-Санса и Грига, оперная Увертюра Верди, Фантазия для фортепиано в 4 руки Шуберта, инструментальные миниатюры Шостаковича и Хачатуряна – здесь и романтика, и танец, и даже джаз… Но обо всём – по порядку.
Концерт откроет Увертюра к опере Верди «Сила судьбы», единственной, написанной гениальным итальянцем по заказу Петербуржского Мариинского театра. По этому поводу Верди дважды приезжал в Россию, где был тепло принят русскими музыкантами и публикой. В первый раз - осенью 1861 года, но премьера не состоялась из-за болезни примадонны; во второй раз «маэстро итальянской революции», как называли композитора, приехал год спустя. И опера была поставлена. Правда, в дальнейшем Верди частично её переделывал для постановки на родине, и уже в обновлённом варианте она шла в Риме, Милане, Мадриде, Нью-Йорке, Вене, Буэнос-Айресе, Лондоне…
Увертюра «Сила судьбы» по праву считается лучшей из вердиевских увертюр. В обобщённом симфоническом облике она отражает основные образные сферы оперы, в которой есть и крайне запутанный «роковой» сюжет – гибнут почти все главные персонажи, преследуемые силой Судьбы (отсюда и название), и главная тема – символ Увертюры – мрачная, зловещая, принизывающая потом оперу. Но есть и проникновенная лирика арий и дуэтов, и колоритные народные сцены, и выразительная духовная музыка (часть сюжета развивается в монастыре). Всё это нашло своё отражение в Увертюре, насквозь драматичной и, вместе с тем, ярко контрастной. «Композитор хотел, чтобы во всей его опере и в Увертюре чувствовалось властное дыхание Судьбы…, заставляющее вздрагивать от волнения, словно тень простёрлась от крыльев Ангела Смерти» (из статьи Софьи Дымовой).
Высшие достижения творчества французского композитора Сен-Санса связаны с областью концертно-виртуозной музыки. К Фортепианному концерту он обращался неоднократно на протяжении многих лет. Среди его пяти Концертов для фортепиано с оркестром Концерт №2, созданный в 1868 году, выделяется полной свободой импровизации, непринуждённостью лирических тем, несомненным остроумием и изяществом и задорной энергией финальной Тарантеллы, которую особенно любит публика. Не случайно на конкурсах Чайковского в качестве обязательного концерта, кроме концертов самого Чайковского и Рахманинова, звучит именно Второй Сен-Санса. Здесь молодой конкурсант может показать себя, как говорится, «во всей красе». Единственный и, по сути, юношеский ещё Фортепианный концерт Грига – вот ведь совпадение! – написан в том же 1868-м году. Но если Сен-Санс к этому времени уже перешёл порог тридцатилетия, то Григу – только 25. Почти все лучшие сочинения ещё впереди. Премьерой концерта 3 апреля 1869 года в Копенгагене дирижировал сам автор. И премьера была триумфальной! Лирическое, романтически-приподнятое произведение, всё – от первой интонации до финала – словно напоено ароматами норвежской народной музыки – оборотами песен скальдов (народных норвежских певцов-сказителей) наигрышей, танцев. И в первой части, в сольной каденции, и в Финале Григ превращает первоначально лирические образы в мощные патриотические гимны. Причём, в коде Финала для этого он использует замечательную лирическую тему из медленной Второй части, теперь звучащую торжественно и величественно. Всё, что было до этого, вся изумительная музыка сочинения словно приводит к этой праздничной, ликующей кульминации, утверждающей Жизнь, Свет, юношеское романтическое чувство.
Вот на такой ярчайшей ноте завершится этот концертный вечер, дополненный ещё одним из многих ансамблевых сочинений Шуберта - Фантазией для фортепиано в 4 руки и переложением знаменитого «Танца с саблями» Хачатуряна, которые сыграют в начале второго отделения Дорель Голан и Гиль Шохат. Ещё одна танцевальная миниатюра (в первом отделении) – лирический Вальс из «Джазовой Сюиты №2» Шостаковича. Да-да, не удивляйтесь – этот «серьёзный» композитор в 30-е годы написал несколько произведений для джазового и эстрадного оркестров. Не пишу об этих сочинениях подробно – они легко, замечательно воспринимаются. Так что просто слушайте и, как говорится, ловите «кэйф»! Ведь недаром вы сейчас читаете предисловие к концерту абонемента, который так и называется: «КЛАССИ-КЕЙФ»!











