Вход Регистрация
ASHKELON.RU - Ашкелон | Израиль | Новости сегодня
воскресенье, 14 декабря 02:33


А в подарок - ДЕВЯТАЯ (первый концерт сезона)

Совсем немного времени остаётся до первых аккордов нового сезона "Абонемента классической музыки" в Ашкелонском "Гейхал а-Тарбут".

'

Сегодня, когда я пишу эту аннотацию к ПЕРВОМУ концерту, в запасе ещё 10 дней. Потом она появится в информизданиях, например, на сайте Ашкелон.ру. А, возможно, вы читаете её уже за несколько минут до того, как прозвучат первые аккорды замечательной музыки Джузеппе Верди, уже перед самым началом очень интересного концерта… И один из лучших наших оркестров - симфонический Ришона ( он же, напомню, официальный оркестр Израильской оперы!) уже на сцене, и инструменты уже настраиваются. Ещё пара мгновений, дирижёр из Венесуэлы (сразу- немного экзотики) Мануэль-Гернандес Сильви «соберёт» внимание музыкантов и публики, повиснет незабываемая и каждый раз новая тишина познания музыки - и зазвучит одна из Интерлюдий «Дон Карлоса» - великого зрелого шедевра Верди…

«Дон Карлос» рождался, как опера, по сути, трижды. Первый раз - в 1867 в виде огромной пятиактной музыкальной драмы по Шиллеру (кровавые события в Испании 16-го века, точнее,1559 года). Через 15 лет композитор решает несколько сократить и «упростить» оперу, создавая её новую редакцию уже в 4-х действиях. А с 1884 года существует окончательный вариант, в котором мы знаем оперу и сегодня… В ней - замечательные оркестровые интерлюдии, настроения, с очень разным по характеру и насыщенности инструментовки оркестровым звучанием, от прозрачно-лирического до жёстко-тяжеловесно траурных. И великолепные арии - сцены главных действующих лиц. Некоторые - подлинные Вердиевские шедевры: Короля Филиппа, Маркиза Родриго, Королевы Елизаветы… Но даже среди них (не считая, разве что, потрясающей арии Филиппа из 4-го действия) выделяется звучащая в этой же картине, чуть позднее, ария принцессы Эболи - подруги Елизаветы и её соперницы в любви к Дон Карлосу («O,Don fatale» - «О дар проклятый!»), где драматизм и страстный порыв начального речитатива сменится скорбно-тоскующей, вдохновенной мелодией любовной страсти.

С этой - одной из самых сильных у Верди – арией (рядом могу поставить, разве что, Амнерис из «Аиды») появится на сцене прекрасная певица, одна из «звёзд» израильской оперы Эдит Замир, уже «отметившаяся» Моцартовскими и Штраусовскими (имеется ввиду,конечно, Рихард) партиями в Израиле и не только: ещё и в Голландии, Италии, но с особой склонностью к немецко-австрийскому репертуару: Брамс, Шуман, Вебер, Малер. Ну, а у нас – Италия и Испания, ибо в её исполнении прозвучат ещё и «Семь испанских народных песен» М. де Фалья, этого великого знатока души и музыки испанского народа.

Мануэль де Фалья (1876- 1946) органично сочетал в своём творчестве черты, так называемой, «новой фолкволны» - народные «глубины» и жанры в сочетании с современными средствами выразительности, и не был чужд влияний импрессионизма. Эти влияния вы услышите в сюите из балета «Любовь- волшебница», написанного в своё время для знаменитой дягилевской антрепризы. Это более 10 крошечных миниатюр - Сцен, Пантомим, Песен, Танцев, как в калейдоскопе сменяющих друг друга. Но особо ярко синтез фольклора и современных звучаний проявился именно в Семи испанских народных песнях, одном из «ключевых» сочинений композитора начала 20-го века (1922 г.). Некоторые его части прямо носят названия старинных региональных испанских жанров: «Сегедилья», «Астуриана», «Хота», «Поло».

Но это не просто старинные народные танцы - это драматические, психологические «зарисовки», песни-настроения, песни-ситуации, песни-характеры. Особо выделяются «Мавританская шаль» (первая, по сути, драматическая баллада) или пятая - «Колыбельная». Народные истоки несомненны и проявляются во многих деталях, казалось бы, «мелочах», но на интонационно–ритмическом уровне. К тому же, только в двух частях – «Хоте» и «Поло» использованы авторские темы, в остальных – оригинальные народные (плюс ещё и текстовые народные «проявления»). Для вашего удобства перечисляю все части по порядку: «Мавританская шаль», «Сегедилья Мурсиана» (Мурсия - одна из областей старой Испании), «Астуриана», «Хота», «Колыбельная», «Консьон», «Поло».

Завершит «испано-латинос» тему (а она явно преобладает в первом концерте!) сочинение мексиканского композитора 20 века, к сожалению, прожившего весьма недолгую, но яркую творческую жизнь. Сильвестре Ревуэлтаса (1899 – 1940), который, кстати, родился 31 декабря - так что, полностью сын нового века. Композитор, один из основоположников национального искусства, большой друг и поклонник республиканской Испании 30-х годов (его фамилия, кстати, переводится как БУНТ). К тому же ещё - яркий скрипач и большой дирижёр. Вы услышите – (да и я вместе с вами – впервые), сюиту из музыки Ревуэлтаса к фильму «RADES» - «Рыболовные сети» (1934 – 1935), про которую в его краткой творческой биографии в Интернете написано дословно: «создавалась, как и другая его киномузыка, в поисках заработка», но.. «музыкально-визуальный шедевр огромной социальной значимости…». Немного, по-советски, а впечатляет. Что ж, послушаем вместе… Знать бы ещё, о чём фильм? Что же касается Сюиты, то она состоит из двух больших разделов. В первый вошли фрагменты (перевожу дословно): «Рыбаки», «Детские похороны», «Сборы на рыбалку». Во вторую - «Драка» или, возможно, «Ссора» и «Возвращение рыбаков с умершим товарищем». Грустно...

Ну, и подарок лично мне, но, надеюсь и всем слушателям – любимая и совершенно очаровательная по музыке Девятая симфония Дмитрия Шостаковича! Как давно не звучали в нашем абонементе его великие симфонические творения, своего рода - «зеркала времени», «зеркала Эпохи». И вот, свершилось - ДЕВЯТАЯ!. Быть может, наиболее «скромное» из «зеркал» - рядом с Великими - от трагической Четвёртой- до философски-прощальной Пятнадцатой. Быть может… Но не любить, не знать её невозможно. Дата создания - 1945 год. Первое исполнение Евгением Мравинским и его знаменитым оркестром Ленинградской филармонии 3 ноября, ещё не прошло и полгода после великой Победы.

Все ждут от композитора грандиозного завершения Военного цикла - после драматической Седьмой, «Ленинградской» (1941), после великой трагедии Восьмой (1943) - самой грандиозной на то время из им написанных… А что слышат? Самую маленькую по времени звучания – где-то 25 мин. Хоть и 5 частей, но миниатюрных, стремительно проносящихся, сочетающих юмор, лирику, лишь иногда – иронию. Люди слышат музыку лёгкую, изящную, иногда даже легкомысленную, как уличную песенку или даже насвистывание. Публика – в шоке, критики в недоумении: Шостакович «не оправдал», не «создал монумент». А вот слова самого Мравинского (он–то знал, чем дирижирует): «Симфония преисполнена жизни. В лёгкости и прозрачности её таится мощь неисчерпаемых жизненных сил и таланта. Это бесконечно радостное сочинение». Только через 8 лет (в 1953году), уже после смерти Сталина, Шостакович сделает то, что от него ждали в 45-м- завершит «Военный» цикл грандиозной Десятой. Это и будет ФИНАЛ. И начало НОВОГО.

А наша Девятая займёт в этой концепсии роль очаровательного улыбчатого, источающего солнечный свет Скерцо. Правда, в нём будет и глубокая, но просветлённая грусть 2-й части с большими соло деревянных: кларнета, флейты - такой вот инструментальный романс. И вдруг, врывающаяся патетически скорбная реплика меди в 4-й части - как суровое напоминание о только что пережитом, и  здесь же - скорбно-траурный монолог фагота, как бы реакция на «возгласы меди». (Такие монологи были и в «Ленинградской» (тот же фагот) и в Восьмой ( англ. рожок). Но радость и ликование заполняют короткий, стремительно несущийся ФИНАЛ: ВСЁ, выдох облегчения, окончилась проклятая война...

А уже через три года (в 48-м) последуют печально знаменитые партийные постановления, и Шостакович окажется в числе отъявленных «формалистов» и «чуждых» художников. Тут уже будет не до смеха… Но пока - год 45. И девятая, встреченная кем-то с недоумением, но большинством - с восторгом! Надеюсь, именно это последнее состояние будет преобладать и в ашкелонском «Гейхале» после ПЕРВОГО абонементного концерта нового сезона 27 ноября. Начало, теперь ВСЕГДА, в 20:00.

Эд Добрыкин, музыковед, музыкальный консультант Абонемента

Источник: