Вход Регистрация
ASHKELON.RU - Ашкелон | Израиль | Новости сегодня
суббота, 20 апреля 15:43


Шедевры искусства возвращают евреям: История мировой кражи

Статья из архива

Анри Матисс. «Одалиска»

Подобное возможно только в Западной Европе: Ассоциация музеев Нидерландов инициировала и провела 4-летние поиски шедевров живописи, конфискованных нацистами у евреев.

На просьбу Ассоциации откликнулись голландские музеи, где было обнаружено 139 шедевров, принадлежащих евреям на сентябрь 1933 года.

Не все шедевры были отняты у евреев силой – тысячи картин и произведений искусства были выкрадены, проданы под принуждением и по неоправданно низким ценам.

Многие из них вошли в состав коллекциий музеев, в том числе – с мировыми именами.

Однако законы демократической страны заставили правительство запустить в 1998 году проект «Приобретение музеями экспонатов в 1940-1948 года», завершившийся успешным 4-летним финишем.

Целью проекта было изучение истории приобретений, сделанных во время и сразу после войны.

Ассоциация нидерландских музеев опубликовала список предметов и названия 162 музеев, которые приняли участие в работе и поиске.

Более 400 музеев в Голландии и Германии от участия в акции отказались.

139 произведений искусства, принадлежащих когда-то евреям, были найдены, в основном, в коллекциях 41 голландского музея.

Среди них - 69 картин, рисунков, редких писем, изданий, скульптур, ритуальных предметов, произведений декоративного искусства.

На настоящий момент удалось установить имена первоначальных владельцев 68 шедевров.

По соглашению Ассоциации с музеями, они будут встречаться с семьями и/или наследниками владельцев.

Среди найденных полотен находятся картины Матисса, Клее, Кандинского, рисунки Гойи, полотна Мастеров старой фламандской школы живописи, изделия Фаберже и другие.

Опубликованные истории грабежа евреев оставляют жуткое впечатление от цинизма. И не столько грабителей, сколько их потомков, тех, в чьих залах сегодня висят полотна, принадлежавшие евреям, которые они скрывают.

Не боятся встречи с Всевышним...

Но, к счастью, их меньшиство - многие немцы и голландцы при опросе указывали на месторасположение картин, что значительно облегчило работу следователей.

Ужасно, но один из новых «владельцев» был сильно удивлен – неужели потомки евреев выжили.

...Ханс Людвиг Ларсен был немцем еврейского происхождения, собирателем живописи. В 1937 году он умер, а в 1939 к его вдове, немке по национальности, пришли офицеры из специального «отдела искусств».

Хотите спасти своих детей? Мы поможем вам уехать в Соединенные Штаты. Но картины вы подарите рейху...

В 2013 году несколько картин из той коллекции оказались в голландских и германских музеях, но основная часть коллекции бесследно исчезла.

Эксперты уверены – искать надо у потомков высших офицеров вермахта и гестапо. Где? В Германии, Италии, в странах Латинской Америке и в... США.

...Одна из картин Александра Зубкова – еврея из Берлина, оказалась в семье Гогенцоллернов, по их словам – она была приобретена у берлинского дилера Хельдта Райна.

Однако наследники Зубкова, жившего в столице Германии до 1939 года, заявили – их родителей заставили продать картину за бесценок, обещая помощь в быстром отъезде из Германии.

...Текстильный король Альберт Штерн, совладелец компании Graumann & Stern, был поставщик специальных тканей для гитлеровской армии.

И чувствовал себя настолько уверенно, что незадолго до войны – в начале 1940 года, когда уже активно работал план по уничтожению евреев, обратился к экспертам Берлинского музея с просьбой дать заключение по поводу 2-х приобретенных им картин, одна из которых - «Одалиска» Анри Матисса.

Сохранился документ, датированный октябрем 1940 года, из которого следует, что эти картины принадлежат «некоему немцу», а вовсе не Штерну.

Удается проследить историю полотна Матисса: в 1941 году она была приобретена муниципальным музеем. Но что любопытно – в одном из документов 1941 года в качестве ее хозяина записан... Альберт Штерн.

Альберт Абрахам Штерн родился в австрийском Граце в 1861 году, его жена Мария Эбштейн – в Бреслау в 1878.

18 января 1945 года глава семьи скончался. Сам? Или его убили? Неизвестно, хотя его супруга с двумя детьми летом 1946 года переехала в Манчестер.

Удалось ли ей сохранить, хотя бы, часть коллекции? Судя по всему – да, ибо на новом месте она очень быстро открыла суконное производство.

Любопытно в этой истории то, что помог семье Штерн найти «Одалиску» Анри Матисса не кто иной как потомок того самого «некоего немца», на имя которого и были записаны украденные картины Альберта Штерна.

Он связался с семьей Штерн и сообщил им о том, где находится картина их отца.

Шедевры искусства возвращают евреям: История мировой кражиХанс Мемлинг

...Однако наиболее показательна, типична, судьба еврея Артура Гольдшмидта - торговца произведениями искусства.

В 1936 году он с семьей сумел сбежать во Францию – ему казалось, что напасть на эту страну немцы не посмеют.

Но его имя и место проживания гитлеровской разведке было хорошо известно, и уже на 2-й день после оккупации Франции в 1940 году к нему в дом на Вандомской площади в Париже пришли «люди в штатском».

С ним обошлись «по-человески»: со вкусом подобранную коллекцию конфисковали, а его поместили в тюрьму и долго держали.

Вероятней всего, из Гольдшмидта выбивали признание – где спрятана основная коллекция – немцы имели список составляющих ее полотен.

Плата – жизнь: через 6 месяцев Гольдшмидт был освобожден и переправлен в Испанию, откуда вполне официально прибыл на рейсовом океанском лайнере в Гавану, где он с сыновьями успешно торговал до прихода команданте Кастро, после чего продолжил торговлю в США.

В найденных шедеврах семье принадлежит картина Ханса Мемлинга – великого фламандского живописца второй половины XV века.

Шедевры искусства возвращают евреям: История мировой кражиРафаэль Санти. «Портрет юноши»

...Год назад мировую печать облетело сообщение, которое тогда не стало сенсацией: обнаружена похищенная гитлеровцами в Польше во время Второй мировой войны картина Рафаэля «Портрет юноши» из коллекции князей Чарторыйских, которым не помог даже тот факт, что они состояли в родстве с Бурбонами и Габсбургами.

Рафаэль Санти написал «Портрет юноши» в начале XVI века. В коллекцию Чарторыйских она попала 3 века спустя. Ходили слухи - картину реквизировали для личного музея (коллекции) Гитлера в австрийском Линце.

Однако после войны холст там не обнаружили.

Вернуть картину ее законному владельцу - Фонду князей Чарторыйских в Кракове, удалось лишь потому, что однажды - 40 лет назад, один из израильских экспертов, занимавшийся поиском похищенного у евреев имущества, сообщил Фонду - «Портрет юноши» находился в руках швейцарских банкиров, и указан - затем картина была продана миллионеру в Россию, и оттуда попала в США...

И Фонд князей Чарторыйских через специальную службу Интерпола ее нашел!

Шедевры искусства возвращают евреям: История мировой кражиВасилий Кандинский

...Пока неизвестно, когда и каким образом картина Василия Кандинского, принадлежавшая немецкому еврею Аврааму Кауфману, попала в руки гитлеровцев.

Это не так уж важно. Важно, что предприниматель средней руки герр Кауфман выжил, и его наследники сразу же после войны заявили о пропаже картины.

Но «всплыла» она лишь во время последней акции: ее в 1951 году через некоего дилера приобрел музей в Гааге.

Тем не менее, именно с этой картиной возникли проблемы: предусмотрительный дилер в старой карте инвентаризации музея записал – мол, картина приобретена у дочери владельца.

Когда-то этого было достаточно, и картина спокойно «висела» в одном из центральных залов музея.

Сегодня, для того, чтобы передать картину наследникам ее хозяина, требуется провести множество экспертиз.

Будем надеяться, что правда восторжествует.

Сколько еще тайн хранят запасники музеев, залы частных коллекций, швейцарские банки и сейфы?