Вход Регистрация
ASHKELON.RU - Ашкелон | Израиль | Новости сегодня
вторник, 19 мартa 13:01


Искусственные острова и намытые берега

Статья была написана много лет назад.
Фаина Мастинская - интересный творческий человек, физик, педагог и... писатель.

Фаина публикуются в нескольких европейских изданиях и израильских газетах.

Темы, интересующие автора, столь разнообразны, что проще сказать – ее внимание распространяется от законов физики до самых потаенных областей искусства.

Во всем Фаина скрупулезна, внимательна к фактам, оценивает их, складывает из них аналитическую картину.

Приятного вам чтения.


Редакция


Самым грандиозным примером в истории человечества в создании насыпных островов и каналов, в появлении - единственного в своём роде, фантастического города, родившегося из воды, стоящего на 118 островках, соединённых 400 мостами.

Это - прекрасная Венеция.

В первоначальном ядре города, в районе Риальто, где сегодня находится знаменитый одноимённый мост, ещё 15 веков назад венецианцы начали рыть сеть каналов, земля из которых использовалась для поднятия, укрепления и создания островов.

Кроме того, укрепление островов происходило с помощью десятков тысяч забитых свай из крупных деревянных брёвен, на которые до сего дня опираются в этом городе фундаменты домов, мостов, церквей, дворцов.

Эта титаническая работа велась веками - вплоть до XX века, когда в юго-западной части города были созданы большие насыпные территории для торгового порта и железнодорожного узла.

Народ Голландии ещё в XIII веке начал сооружать искусственные гидротехнические сооружения для осушения своих земель, 24% которых расположены ниже уровня Северного моря, заболоченных во время морских приливов.

Что это за гидротехнические сооружения? Искусственные острова, напорные дамбы, плотины, шлюзы, каналы. Эта борьба со стихией продолжается уже более 700 лет и сегодня Голландия имеет 1900 км тщательно обустроенных дамб, плотин, и других сооружений, преграждающих путь воде.

Как это создавалось?

Вокруг песчаных дюн, которые во время морских приливов оставались сухими, так как были выше уровня прибывающей воды, голландцы возводили кольцевые дамбы.

Со временем море наносило вокруг этих дамб песок и их тоже люди обносили насыпями. Эти песчаные острова с искусственными дамбами и насыпями со временем срастались друг с другом и материк постепенно осушался и увеличивался.

Еще более грандиозной стала эта борьба со стихией с изобретением в XVI веке ветряных мельниц - их было построено несколько сотен, и они откачивали воду и делали осушенные земли плодородными.

Первые в России искусственные острова, в основном - каменно-набросные, были построены ещё в XVIII веке в Финском заливе близ Кронштадта.

В российской «Горной энциклопедии» есть статья о строительстве в стране искусственных островов в промышленных целях.

«Это - стационарные гидротехнические сооружения на открытой акватории, построенные из донных и береговых грунтов, обломков скал, камня. Они используются для разведочных и эксплуатационных скважин, размещения нефтяных и газовых промыслов, перевалочных баз технического снабжения, в качестве укрытий для отстоя технического и вспомогательного флота, посадочных площадок для вертолётов и самолётов.

Искусственные острова, используемые для разведочного бурения, имеют срок службы 1–3 года, диаметр рабочей площади 50–100 метров.

Эксплуатационные острова рассчитаны на круглогодичную работу в течение всего времени эксплуатации месторождения (20–30 лет), диаметр их рабочей площади 500–600 метров.

При строительстве грунтовых островов (песчаных, глинистых, крупнообломочных, каменных) применяются землесосные снаряды, землечерпалки, саморазгружающиеся и самоопрокидывающиеся баржи, плавучие, самоходные краны, бульдозеры, самосвалы, консольные транспортёры, катки для уплотнения грунта.

Откосы искусственных островов быстро размываются волновой эрозией, для укрепления берегов используют габионы, шпунтовые стенки, железобетонные плиты, массивы-гиганты».

Как видно из этих примеров, наука и техника к XXI веку накопила огромные знания и практический опыт в строительстве искусственных островов, по намыву берегов, расширению территорий некоторых стран мира.

Приведу примеры стран, которые уже построили целые архипелаги искусственных островов, или они находятся в стадии строительства и планирования.

Уже построили и эксплуатируют такие архипелаги или отдельные острова Нидерланды, Япония, Объединённые Арабские Эмираты, Россия, Гонконг, Бахрейн, Украина/ Cтроят или планируют такое строительство – Италия, Панама, Азербайджан, Южная Корея, Катар.

Объединённые Арабские Эмираты построили в Персидском заливе, недалеко от городов Дубаи и Абу-Даби, несколько больших архипелагов искусственных островов.

Так в заливе, напротив Дубаи, созданы 300 насыпных островов, расположенных в форме географической карты мира, этот архипелаг получил название THE WORLD. Протяжённость всех береговых линий этих островов – 500 км. Среди них есть острова, имеющие русские названия: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург и др. По завершении проекта эти острова продавались, самый дешевый стоил $15 млн.

Другой осуществлённый грандиозный проект – «Пальмовые острова». Это - три громадных искусственных острова в форме пальмовых деревьев – Пальма Дейра, Пальма Джумейра, Пальма Джебель-Али. Они также созданы вблизи побережья города Дубаи. На этом архипелаге – пятизвёздочные отели, 8 тысяч вилл и жилые кварталы.

В 2007 году в Абу-Даби открылся искусственный остров «Лулу» (Жемчужина»), площадью 10 кв км, вытянувшийся вдоль набережной столицы Эмиратов. Он был создан за 10 лет до открытия, и все эти годы были посвящены высаживанию на нем деревьев и кустарников, строительству кафе, ресторанов, детских площадок, прудов. По мостам курсируют бесплатные автобусы.

Однако в январе 2011 года мировая пресса сообщала своим читателям, что искусственные острова у берегов Дубаи постепенно уходят под воду, размываются подводными, донными течениями, которые не были учтены разработчиками.

Япония расположена на 3000 островах, 7 из которых искусственные. Остров Дэдзима построен ещё в середине XVII века и 200 лет в период японской самоизоляции служил голландским торговым портом.

Самый большой из семи искусственных островов – Одайба, который находится в Токийском заливе и соединён с центром Токио Радужным мостом. Создание этого острова началось ещё в XIX веке, когда в заливе были построены 5 квадратных островов для размещения артиллерии, защищавших столицу страны – Токио. Со временем они превратились в мусорные свалки.

Из-за катастрофической нехватки земли для строительства эти «мусорные» острова были уже в XX веке засыпаны специальным материалом из переработанных промышленных отходов.

На Одайба расположены разные достопримечательности столицы: парк с самым высоким колесом обозрения в мире, мост Raindow Bridge и др.

На одном из «мусорных» островов – Тэннозу – живёт богатая столичная публика. Один из островов построен в заливе города Осака, на нём сегодня расположен международный аэропорт Кансай. На планирование искусственного острова для аэропорта ушло 20 лет, строительство было начато в 1987 году.

Сначала за два года была выстроена морская стена-насыпь длиной в 1 км для защиты будущего аэропорта от высоких волн и тайфунов. Сам аэропорт Кансай был построен на искусственном острове длиной 4 км, шириной 1 км и высотой 30 метров над уровнем моря.

Проект рассчитан так, что остров должен выдерживать сильные землетрясения, высокие цунами. Кансай соединен с пригородом Осака 3-километровым мостом. Однако в самом начале шло очень быстрое оседание и уплотнение грунта острова, и оно превысило запланированное в проекте на 8 метров. Были приняты срочные меры и оседание остановилось. Сегодня вместо 50 см наблюдается оседание 7 см в год. Кансай имеет две взлётно-посадочные полосы длиной – 3.5 км и 4 км, и два терминала.

Международный аэропорт в Гонконге был открыт в 1998 году и 75% его территории созданы искусственно около существующих островов Чеп Лак Кок и Лам Чау.

Островные аэропорты в Японии и Гонконге построены по самому последнему слову современной техники и являются выдающимися сооружениями.

Американские астронавты, находившиеся на МКС, 11 февраля 2011 года сделали фотоснимки из космоса комплекса искусственных островов Durrat вблизи берегов Бахрейна в Персидском заливе. Общая площадь этих островов 21 кв км, и состоят они из 5 искусственных атоллов в виде рыб и 6 атоллов в виде полумесяцев. На них размещаются несколько роскошных отелей, торговых молов и 1000 резиденций.

В территориальных водах Катара строится искусственный остров Pearl Qatar, на котором расположатся 15 тысяч домов с 40 тысячами жителей.

В Тирренском море, у западного побережья Италии планируется соорудить пять искусственных островов, с общей стоимостью проекта ?50 млн.

В конце 2010 года президент Панамы официально объявил о начале проекта по строительству двух искусственных островов на шельфе Панамского залива, вблизи столицы. Их общая площадь составит 200 тысяч квадратных метров, два моста длиной 160 метров соединят их между собой и континентом. На островах будут располагаться жилые кварталы и торговые районы.

В январе 2010 года Южная Корея объявила о строительстве трёх островов на реке Ханган, разделяющей столицу страны Сеул пополам.

Азербайджан планирует создать в Каспийском море, в 4–5 км от Баку, несколько островов, соединённых со столицей автотрассой. Это должно привлечь в страну туристов.

В России существует проект создания острова Федерация, его планировали намыть на черноморском шельфе Хостинского района города Сочи к олимпиаде, но помешал кризис.

И, наконец, что можно и что нельзя делать при создании искусственных островов в территориальных водах и на континентальном шельфе прибрежных стран.

Морская Конвенция, одобренная ООН в 1982 году, установила для прибрежных государств ширину прибрежной морской полосы – ширину территориальных вод – в 12 морских миль (1 миля морская = 1.85 км). Государство осуществляет полный суверенитет над воздушным пространством, над морским дном и его недрами в своих территориальных водах.

Обратимся к «Энциклопедическому словарю экономики и права» 2005 года, где есть разъяснительная статья «Статус искусственных островов и сооружений на континентальном шельфе».

Границы континентального шельфа прибрежного государства могут простираться далеко за границы его территориальных вод и находиться на расстоянии от 200 до 350 миль от берега, в зависимости от внешней границы подводной окраины материка.

«Прибрежное государство обладает исключительным правом возводить или разрешать возводить и регулировать создание на своём континентальном шельфе искусственных островов, а также сооружений… Прибрежное государство осуществляет юрисдикцию над такими искусственными островами, в том числе юрисдикцию в отношении таможенных, налоговых, санитарных, иммиграционных законов и правил. Вокруг искусственных островов и сооружений могут устанавливаться зоны безопасности шириной до 500 метров…»