Вход Регистрация
ASHKELON.RU - Ашкелон | Израиль | Новости сегодня
вторник, 23 апреля 12:41


Фаюмский портрет

Пролог

Фаюмские портреты — погребальные портреты, созданные с применением техники энкаустики в Римском Египте в I—III веках н.э.

Свое название они получили по месту первой крупной находки в оазисе Фаюм в Египте в 1887 году британской экспедицией во главе с Флиндерсом Питри.

Но мне нравится более загадочное название - мертвецы с горящими глазами...

Не случайно после того, как портреты привезли в Европу, их - в качестве заморских диковин, показывали на ярмарках и выставляли в модных тогда кунсткамерах. И посчитали экзотикой.

Ученые же называют фаюмские портреты элементом местной погребальной традиции, трансформированной за несколько веков под влиянием греков и римлян.

Портрет заменял древним египтянам традиционную погребальную маску на мумии. Но египтянам ли?

Энкаустика

Ранние фаюмские портреты выполнены в технике энкаустики - от греческого слова «выжигать», очень распространенной в то время. Это - восковая живопись расплавленными красками. Ее отличает объемность – пастозность - мазка.

Это позволяет сделать именно энкаустика - техника живописи, в которой связующим веществом красок является воск. Живопись выполняется красками в расплавленном виде - отсюда и название. Основным видом в этой технике живописи является восковая темпера. Она яркая, с сочными красками, если позволите так сказать – весьма эффектна.

В этой технике написаны многие раннехристианские иконы. Немудрено – Египет – родина ранних христиан – коптов, которые за последнее тысячелетие, практически, полностью изгнаны или истреблены.

Неизвестные мастера хорошо знали лицо: направление мазков обычно следует его формам — на нос, щеки, подбородок и в контуры глаз краски накладываются плотным слоем, а периферия - контуры лица и волос, очерчивалась более жидкими красками.

Фаюмский портретИсполненные таким способом портреты отличаются выпуклостью и свежестью цвета. Они оказались удивительно долговечны.

Важная особенность фаюмских портретов — использование тончайшего сусального золота. На некоторых портретах позолочен весь фон, на других золотом выполнены лишь венки или головные повязки, на некоторых портретах особо отделаны позолотой драгоценности и детали одежды.

Основа портретов — древесина различных пород: платан, липа, смоква, тис, а также завезенные из Южной Европы кедр, сосна, ель, кипарис, дуб.

Но есть и портреты – видимо, тех, кто победней, выполненные на загрунтованном клеем полотне.

Примерно со второй половины II века н.э. в портретах преобладает восковая темпера. А поздние портреты - III—IV веков, написаны исключительно темперой.

В этой технике красочные пигменты смешиваются с растворимыми в воде связующими элементами. В роли последних выступают животный клей или желток куриного яйца.

Темперные портреты выполнены на светлых или темных фонах. Мастер сначала резко – смело - наносит по полотну удар кистью (имеется в виду - инструмент художника). После чего занимается тончайшей штриховкой.

Поверхность получается матовая, в отличие от глянцевой поверхности картин, выполненных энкаустикой.

Лица на портретах, выполненных темперой, обычно показаны фронтально. В них меньше контраста света и теней, чем на полотнах с применением энкаустики.

Но есть большая группа портретов, созданная в смешанной технике - темпере и энкаустики.

Где можно увидеть фаюмский портрет?

Фаюмский портрет стал самостоятельной категорией в живописи. Всего в мире насчитывается около 900 фаюмских портретов. И во много раз больше – подделок и хороших копий.

Мне довелось услышать в Германии детективную историю.

Одному промышленнику в Майнце – владельцу кондитерской фабрики, предложили приобрести фаюмский портрет, якобы – из частной коллекции. Он вызвал эксперта из известного музея. Тот прибыл со всем необходимым оборудованием, долго колдовал над портретом и вынес вердикт – полотно подлинное и стоит значительно дороже, чем сумма, за которую его предлагают купить.

За день до сделки промышленник решил по этому поводу устроить небольшую вечеринку с шампанским. Среди гостей был владелец архитектурного бюро, любитель живописи, интересовавшийся и фаюмским портретом.

Он взял лупу и посмотрел на мазки. К своему ужасу, будущий хозяин портрета увидел на лице друга-архитектора гримасу удивления – мазки на носу и щеках были, во-первых, не густыми, а, во-вторых, не в направлении продольной линии носа и круговыми – на щеках. И самое странное – граница между лбом и волосами была даже резче оттенена, чем щеки и нос!

Это – не в традициях и стиле фаюмского портрета.

Однако полотно было искусно сделанным, и на другой день промышленник предложил за него... 20 тысяч старых добрых немецких марок, что по тем временам (четверть века назад) платили хорошим копиистам...

Произведения этого стиля находятся в коллекции многих музеев мира, но большинство в Британском музее, Лувре и Музее Метрополитен в Нью-Йорке.

Великолепная, и достаточно большая коллекция из 23 погребальных фаюмских портретов находится в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина в Москве. В нее вошли портреты, найденные в Египте в 70-е годы XIX века.

Любопытно - один из искусствоведов считает, что Египет разрешил советским ученым проводить раскопки и изыскания на своей древней земле потому, что СССР помогал ему в войнах против Израиля.

Так или иначе, но сегодня мы имеем возможность видеть фаюмский портрет I-IV веков н.э.

Большинство из них были найдены в некрополе Фаюма, то есть, это фаюмские портреты. Они хорошо сохранились, и даже краски выглядят в большинстве случаев свежими.

Смерть и маски

Фаюмский портрет входит в состав, так называемых, погребальных масок. Кроме него, в этой группе маска Агамемнона, посмертные маски, восковые маски предков.

Впервые о погребальных портретах в 1615 году написал итальянский исследователь Пьетро делла Валле после нескольких лет работы в оазисе Саккара-Мемфис. Его находки – 2 портрета, и сегодня хранятся в коллекции Государственного художественного собрания Дрездена.

Один из элементов египетской культуры - бальзамирование тел усопших. Лицо или голову оборачивали тончайшей материей (наподобие марли) и покрывали маской, представлявшей собой идеализированные черты лица усопшего.

Римляне внесли в погребальные традиции египтян новые элементы: погребальная маска была замещена портретом покойного, написанным красками на дощечках.

Фаюмские портреты в Европе

Долгое время интерес к погребальным портретам оставался в тени – его затмило увлечение живописью Эпохи возрождения и средних веков.

И хотя интерес к Древнему Египту никогда не угасал, погребальные портреты благодаря Леону де Лаборду вновь привлекли к себе внимание лишь в начале XIX века.

Симон Жозеф Леон Эмануэль, маркиз де Лаборд - французский археолог и политик, в 1827 году привез в Европу (по другим сведениям – купил на Блошином рынке в Париже) два новых погребальных портрета, якобы, найденных в Мемфисе. Один из них хранится сегодня в Лувре, другой — в Британском музее.

Но за 7 лет до него барон Юлий Минутоли немецкий писатель, имеющий еврейские корни со стороны матери, и, кстати, посол Пруссии в Персии и Турции, по заказу правительства приобрел несколько погребальных портретов.

Но... они, якобы, пропали вместе с другими египетскими артефактами при кораблекрушении в Северном море.

Якобы, ибо их видели позже в частных коллекциях в Нью-Йорке. Но они ли это? Ведь «портреты Минутоли» были известны лишь по описанию и нигде ранее не выставлялись.

Ипполито Розелини - итальянский археолог, одним из первых начавший раскопки захоронений фараонов в Долине Царей, привез во Флоренцию в 1828 году погребальный портрет неизвестного происхождения, похожий на оба портрета, привезенных Лабордом из Мемфиса.

В 1820 несколько портретов через генерального консула Великобритании в Египте Генри Салте попали в Париж и Лондон. Но европейские египтологи допустили ошибку - некоторых из изображенных на портретах людей они причислили к членам семьи многократно упоминаемого в письменных источниках фивского архонта Поллиоса Зотера. Архонт - высшее должностное лицо в городах-государствах Древней Греции, тот, кто способен был справедливо рассудить, оценить по достоинству кого-либо. И потому решили, что он именно поэтому удостоился столь высокой чести.

Новые Фаюмские портреты

Долгое время – вплоть до 1887 года, новые находки не появлялись.

А то, что сообщил в том году профессор истории и археологии Даниэль Мари Фуке, повергло общество в шок: почти все портреты, обнаруженные в небольшом местечке Ер-Рубайя (которого даже нет на карте), были использованы египтянами - местными жителями, для растопки костров в холодные ночи в пустыне.

Профессору удалось спасти всего лишь два из пятидесяти найденных в гроте портретов.

На основании некоторых находок в Ер-Рубайя, в частности, изучая монеты, ученые сделали вывод - найденные портреты принадлежат правителям из династии Птолемеев и их близким.

Но, благодаря столь яркой потере, о портретах заговорили.

В конце XIX века они приобрели известность, и стали предметом коллекционирования. Цены на них, разумеется, поднялись в десятки раз.

Научной систематике фаюмские портреты обязаны ученому Флиндерсу Питри.

Именно он начал раскопки в Хаваре, где обнаружил некрополь с 81 погребальным портретом. Позже там же обнаружил еще 70 и опубликовал результаты этих находок.

В 1892 году немецкий археолог фон Кауфман открыл так называемую Гробницу Алины, в которой находились некоторые из самых известных на сегодняшний день погребальных портретов.

Портреты на мумиях были также обнаружены и в других некрополях - в Мемфисе (Саккара), Фивах, Антиное (Антиноополе), Ахмиме, Ассуане, Филадельфии (одном из самых древнейших городов в мире, который, как и окружающие его земли, пережил несколько цивилизаций), Панополе, Марина Эль-Аламейне, Эль-Хибе (Анкиронополе).

Однако все они сейчас известны под именем фаюмских портретов.

Кто изображен на портретах?

Долгое время я не понимал это искусство – красиво, яркие краски, но кто на портретах изображен, почему, когда и с какой целью?
Без исторического понимания Фаюма, уклада жизни и быта того времена, наконец, знания того, кто изображен на портрете, этот вид искусства трудно доступен даже для эстетического понимания и восприятия.

Важно знать - когда-то греки составляли основную часть населения Фаюма. Они пришли сюда вместе с Александром Македонским после завоевания Египта. А после смерти Клеопатры (в 30 году до н.э.) Египет был аннексирован Римом.

Кто же изображен на фаюмских портретах? Можно смело утверждать - греки и римляне, с меньшей вероятностью – сирийцы-христиане, также жившие здесь.

Богатую и знатную часть жителей Фаюм составляли иностранцы, некоторые из них были римскими должностными лицами, другие — потомками птолемеевских греков. Об этом свидетельствуют сохранившиеся могилы и мумии, покрытые позолоченными масками - на них написаны греческие и римские имена - Artemidorus, Demetrius, Titus и другие.

Египтяне были, главным образом, слугами и рабами, реже – торговцами и ремесленниками.

Не знаю – будет ли это для вас неожиданностью, но у историков есть четкое представление о прическах и их времени. И именно по ним они определяют дату написания погребальных портретов.

Если приглядеться – на портретах различные прически!

Более того, ученые при определении времени написания портрета проводят аналогии с многочисленными скульптурными портретами, дата которых установлена достаточно точно.

Фаюмские портреты — прекрасно сохранившиеся образцы античной живописи. Они изображают лица жителей древнего Египта в Эллинистический и Римский периоды в I—III веках н.э.

Фаюмский портретРассмотрим типичный фаюмский портрет, выполненный во II веке н.э. На нем изображен юноша. Золотой венок — характерный для Греции того времени погребальный атрибут. Это – христианин. Из богатой семьи, умер, судя по всему, в молодом возрасте.

Если неизвестный художник рисовал его еще при жизни с натуры, то, как мне кажется, можно определить юношу как целеустремленного, изучавшего науки, стремящегося к познанию.

При написании портрета мастер пользовался воском в расплавленном виде и темперой.

Этот портрет находится в собрании Музея имени Пушкина в Москве. И именно его я видел когда-то (еще в студенческие годы) на выставке в этом музее.

P.S.

От бизнеса не убежать даже в мире искусства. Хотя, с другой стороны, мир искусства – это и есть бизнес, причем – весьма дорогой.

Любопытно высказывание одного ученого, которому «не дают слова» на страницах исследований по теме фаюмские портреты. Он считает – подобные портреты встречаются во многих местах на Ближнем Востоке, в Греции и даже в Италии. А в Египте они хорошо сохранились лишь благодаря сухому климату Синая.

Почему же теорию профессора отвергают?

А потому, что и сегодня волшебные слова «фаюмский портрет» - это прибыль на аукционах, интерес к выставкам, частным коллекциям, что тоже деньги.

Проще говоря, сегодняшние владельцы фаюмских портретов не желают даже слышать об афинских, барийских или равеннских портретах.

А они есть...

И их – много.

И они могут \"испортить\" рынок - а это многомиллионные потери его брокеров.

И потому их нет.

Статья впервые была опубликована 3.5 года назад