Вход Регистрация
ASHKELON.RU - Ашкелон | Израиль | Новости сегодня
пятница, 29 мартa 12:22


Кинематограф: между прошлым и будущим

"На 50-летие воссоединения Иерусалима я имею честь приветствовать всех тех участников ИМКФ, кто прибыл из каждого уголка Земли, чтобы увидеть магию большого экрана на самом красивом фоне в мире – городе Иерусалиме!" - говорится в  послании Президента Израиля Р.Ривлина Иерусалимскому международному кинофестивалю, уже 34-му с 1983г., когда состоялся первый из них. Видится определённая символика в том, что именно в этом, юбилейном для нашей столицы году, ровно 50 стран представили на фестивале около 200 своих фильмов разных видов и жанров в дюжине разделов афиши ИМКФ-34, из которых и сложился вполне представительный пазл мирового кинематографа на пути из прошлого в будущее.

Для автора этих строк фестивальное кино началось как раз с … будущего, с вопроса: станут или не станут кинематографистами одарённые старшеклассники, участники конкурса любительских короткометражек, 18 из которых попали в программу ИМКФ-34?! Независимо от ответа на вопрос, никогда не забуду те яркие работы. Конкурс был посвящён памяти создателей Синематеки, организаторов международных кинофестивалей в Иерусалиме и ещё многого хорошего в нашем кино, Лии и Вима Ван Лир. И это было подлинное, серьёзное творчество, достаточно неожиданное подчас, проявленное выпускниками школ и тихонов нашей страны. Запомнятся соло юной Дарьи Фурман в искусной кинозарисовке "Телефонный разговор Дарьи" (школа "Тельма Елин"), короткий детектив "Тремп" о "русской мафии" (школа "Ахад Ха-Ам"), настоящий мини-мюзикл "Солист" тихона "Шоам", вдумчивое и душевное документальное исследование тихона "Авив Раанана" быта и проблем семьи, в которой двое из шести детей – аутисты. Важно, что на конкурс были отобраны лучшие из почти полутора сотен работ.

Фильмом официального открытия ИМКФ-34 стал участник Каннского фестиваля "Грозный" (другой вариант перевода - "Исключительный"), Франция. 50-летний актёр и режиссёр Мишель Хазанавичюс, уже имеющий две британские премии BAFTA,  премию "Сезар" и даже "Оскар-2012" за фильм "Артист",  в новой картине по собственному сценарию возвращает нас в Париж 1967г., воспроизводя эпизоды биографии живого классика мирового кино, бунтаря, реформатора и пламенного левого социалиста, одного из зачинателей французской "новой волны", во многих отношениях предвосхитившей молодёжные бунты конца 60-х, Жана-Люка Годара, в роли которого снялся удивительно похожий на прототип Луи Гаррель. Этой своей работой М. Хазанавичюс, родившийся во Франции именно в том 67-м, в еврейской семье выходцев из Литвы и Польши, уверенно подтверждает своё реноме зрелого мастера.

Как бы дополнением к атмосфере и стилистике его фильма явился ретроспективный показ широко известных лент старшего соратника Годара по "новой волне", Жана-Пьера Мельвиля (Грюмбаха) 50х -70х г.г. Появившись на свет в семье эльзасских евреев, участник Второй мировой, он взял псевдонимом фамилию любимого автора "Моби Дика" Г.Мелвилла. Вернулся с фронта, подал заявку на лицензию ассистента режиссёра, а получив отказ, решил ставить фильмы на свои средства. Снял удачную документальную короткометражку "24 часа из жизни клоуна", после чего навсегда перешёл в игровое кино. Всеобщее признание получила его первая экранизация военного романа Ж. Веркора "Молчание моря" (49г.), как и последующие работы, особенно остросюжетные, вошедшие в ретроспективу ИМКФ-34, «Боб — прожигатель жизни» (56г.), "Стукач" (63г.), "Самурай"(67г.), "Красный круг"(70г.), "Шпик"(72г.), снятые не без влияния Голливуда, с такими звёздами как А.Делон, И.Монтан, Ж.-П.Бельмондо, Л.Вентура. Независимое положение Мельвиля и его «репортажный» стиль оказали сильное влияние на «новую волну». Например, когда Годар столкнулся с трудностями при монтаже фильма «На последнем дыхании» (59г.), именно Мельвиль, участвовавший в съёмках как актёр, предложил просто смонтировать лучшие части дублей, положив тем самым начало знаменитой новаторской технике «рваного монтажа». Примечательно, что ни одного фильма такого крупного режиссёра, как Мельвиль, не было в прокате СССР, потому и напоминаю читателю о его вкладе в мировое кино: ведь советские зрители с конца 20-х до середины 80-х г.г. были от него, как и от многого другого,  практически отделены "железным занавесом".

Лучшей же, на наш взгляд, и самой обширной частью фестивальной программы, стало неигровое кино, позволявшее ощутить положение между прошлым и будущим.

Полнометражный "Люмьер!" (Франция) реж. Тьери Фрема, спродюссированный нашим соплеменником, выдающимся режиссёром и историком кино Бертраном Тавернье, разумеется, посвящён 120-летию важнейшего из искусств, и на примере всего одного десятилетия работы легендарных отцов-основателей синематографа доказывает, что большинство находок, в том числе и творческих, например, зарождение видов и жанров кино, было сделано именно ими и их соавторами в эти две короткие пятилетки на рубеже веков. И репортаж, и драмы, и комедии длительностью подчас меньше 1 мин. были созданы ими, причём в кадр попали не только их родной Лион, Париж, Марсель, но также виды Св. Земли (например, Яффских ворот Иерусалима), Александрии, Берлина, Лондона, Москвы, Ливорно, Нью-Йорка… Насколько качественными были материалы (целлулоид на хлопковой основе и др.) и настолько же тщательнейшей реставрация каждого (!) кадра, что мы сегодня  имеем возможность разглядеть выражение лиц, детали костюмов и жестикуляции работников, выходящих солнечным мартовским вечером 1895г. с фабрики бр. Люмьер – прямо перед стационарно закреплённым киносъёмочным аппаратом, одним из первых.

Название большой работы Михаэля Пальма (производство Австрии, Индии, Норвегии и США) можно перевести как "Будущности синематографа". Это – захватывающее, драматичное и местами даже трагическое  исследование прошлого, настоящего и возможных вариантов будущего развития не только кино как искусства, но и технических средств кинопроизводства, возможностях и эффективности архивирования на различных носителях, долговременного сохранения аудиовизуальных документов времени, уже сейчас насчитывающих многие миллионы единиц хранения. Маститые киноведы, технические эксперты, директора киноархивов, например, при библиотеке Конгресса США, такие именитые режиссёры, как Мартин Скорцезе и Кристофер Нолан, а также инженеры, архивариусы, студенты и профессора киношкол обсуждают с автором острые и болезненные вопросы сохранения этой неотъемлемой части  духовного наследия нашей цивилизации.

Истории кино посвящены и американские ленты "Быть Кэри Грандом" и "Гром средь ясного неба: Хеди Ламарр" - о легендарных звездах прежнего Голливуда.

Невероятной красоты и качества натурные съёмки в документально-публицистическом фильме "Тропи" Шауля Шварца и Кристины Клузо (США) - они оба представляли на ИМКФ-34 свою картину - погружают зрителей в малознакомый нам мир профессиональной охоты, с одной стороны, и хранителей национальных парков Африки, Америки, Австралии с другой, и их нескончаемому спору на тему "Человек и живая природа".  А фильм "Музеон" (реж. Ран Таль, Израиль) повествует о самом важном, пожалуй, нашем культурном институте, Музее Израиля, где многие бывали, и не раз, но автор делает это настолько увлекательно, что на все три сеанса в рамках фестиваля было невозможно попасть: полные аншлаги.

"Великий орёл" (Израиль) Ури Розенвакса под своеобразным углом зрения рассматривает гигантскую фигуру Маймонида ( РаМБаМа): а как бы он оценил современное государство Израиль, иврит и иудаизм наших дней? Сразу два фильма А. Гитая, известного далеко за пределами страны обилием своей кинопродукции, были представлены зрителю: новый "С запада от реки Иордан" и "Полевой дневник" (83г.) времён Ливанской войны.

Премия же "Van Leer" за лучший израильский документальный фильм (и 35 тыс. шек.) была присуждена ​​Анат Юте Зурии и Шире Кларе Винтер, поднявшим в ленте " Обычные грехи" проблемы трудного взросления в общине ультра-ортодоксальных хасидов.  Премию Фонда семьи Островского за лучший документальный фильм получил «Город призраков» Мэтью Хейнемана (США) - о группе молодых сирийцев, с  большим личным риском пытающихся пролить свет на ужасы, происходящие в их родном городе Ракка.

Но несомненной вершиной документальной части фестиваля этого года стало творчество Клода Ланцмана.  92-летний корифей документалистики, автор 9,5-часовой эпопеи "Шоа" (74-85г.г.), удостоенный  десятков премий фестивалей, киноакадемий, Международной ассоциации кинодокументалистов, Обществ кинокритиков Нью-Йорка,  Бостона, Лос-Анджелеса, Национального общества кинокритиков США и др., был гостем Хайфского фестиваля с фильмом «Последняя несправедливость» (2013г.), которым Ланцман хотел, по его собственному признанию, "поставить памятник Б. Мурмельштейну, последнему старосте Терезинского гетто, так как роль его до сих пор была представлена очень несправедливо».

После погрома 1903 г. дед и бабушка К. Ланцмана, Янкл и Перл Гроберман, эмигрировали в Париж из Кишинёва, когда его матери было 3 месяца. Дед и бабушка Ланцманы эмигрировали тогда же из Вилейки. С 1940г. Клод вместе с братом и сестрой скрывался от немцев в деревне, а в 18 лет стал одним из организаторов Сопротивления в лицее в Клермон-Ферране, затем был в подполье, в отрядах маки.  С 47г. изучал философию в Тюбингене, преподавал в Берлине, где в 52г. сдружился с Ж.-П.Сартром и С. де Бовуар, начал сотрудничать с их журналом «Тан модерн» («Новые времена»), в настоящее время став его гл. редактором. Подписал «Манифест 121» против войны в Алжире. Много писал об арабо-израильском конфликте, а с 1970г. почти целиком сосредоточился на документальном кино, где одним из первых успехов стало масштабное, 190-минутное полотно "Израиль, почему?" (73г.), показанное и на ИМКФ-34 в рамках специальной, посвящённой автору, церемонии.

В этом году на Каннском фестивале состоялась премьера его глубоко личной, проникновенной документальной ленты "Напалм", которую в 2015г., к своему 90-летию, мэтр снял в … Северной Корее, и показал здесь израильскому зрителю в рамках фестивальной программы "Мастера". Он вспоминает кровавую Корейскую войну (1950-53г.г.), когда на 400-тысячный Пхеньян было сброшено 460 тыс. бомб,  и свой визит в КНДР летом 58г., в составе первой делегации журналистов из стран Западной Европы в фактически по сей день закрытую страну. И свою личную драму, произошедшую там и тогда.

Восточноевропейское кино, на сей раз, было представлено явно скромнее, чем обычно, а один из его ярких новых представителей, Сергей Лозница, свою большую (143 мин.) и весьма своеобразную, мрачную аллегорию жизни современной российской глубинки "Кроткая", предъявлял в Каннах и на ИМКФ-34 как коопродукцию Франции, ФРГ, Литвы и Нидерландов.  "Без Б-га" - дебют Ралицы Петровой (Болгария, Дания, Франция) - триллер о реальном полукриминальном быте молодой патронажной сестры в Софии наших дней, как и подобный ему по атмосфере безысходности "Когда день не имеет  имени", снятый реж. Теоной Стругар-Митевской в Скопье, столице соседней Македонии в 2016г., о компании тинейджеров на каникулах, как бы мирно проводящих погожий день и озабоченных предстоящими рыбалкой и посещением проститутки, когда незначительный, казалось бы, конфликт с местными мусульманами-албанцами, приводит к гибели в финале четырёх из них.

Премию Р. Н. Хаджага (100 000 шек.) за лучший израильский художественный фильм получил Матан Яир за "Строительные леса" (Израиль, Польша), приза за лучшую мужскую роль в нём был отмечен Ашер Лакс, а рассказал фильм историю старшеклассника, решившего первым в своей семье получить высшее образование, даже вопреки воле отца. Премии Каммингса на ИМКФ-34 был удостоен Аки Каурисмяки, чей фильм "Другая сторона надежды" (Финляндия-ФРГ, Серебряный Медведь Берлинале-2017), не без присущего работам режиссёра своеобразного юмора, рассказал простую житейскую – и неимоверно актуальную в последние 3 года! - историю устройства на ПМЖ в Финляндии молодого симпатичного беженца из сирийского Алеппо, озабоченного поисками пропавшей по пути на Запад младшей сестры. Решающей в его судьбе становится встреча с абсолютно чуждым ему человеком иной культуры, но так же одиноким, пожилым финном (актёр С.Куосманен), открывающая  новую страницу их надежд.

Премия «Авнер Шалев - Яд ва шем» за художественные достижения в фильме, посвященном Холокосту по праву досталась сильной картине "1945" венгерского режиссёра Ференца Тёрёка о событиях в деревушке, куда после освобождения Красной армией возвращается религиозный еврей. Теме Второй мировой посвящён и "Человек с железным сердцем" (Франция, Великобритания, Бельгия, США), где режиссёр Седрик Джименез на документальной основе воссоздаёт события в Праге 1942г., связанные с уничтожением Р.Гейдриха.  Премия FIPRESCI за лучший дебют присуждена иранцу Али Сузанде за "Тегеранское табу" (Германия, Австрия), всего же в афише ИМКФ-34 было 3 качественных полнометражных фильма о сегодняшней жизни в Иране.

"Роковое влечение" (точнее -"Обольщённые") Софьи Копполы (США), признанной в Канне этого года лучшим режиссёром, переносящий нас во времена войны Севера и Юга, с участием Н. Кидман, К. Данст, К. Фаррела также был показан иерусалимцам, а наиболее удачливые из них смогли попасть на новый фильм-участник Венецианского МКФ "Франц" (Франция, Германия) именитого Франсуа Озона или на "Ветреную реку" (США, Великобритания, Канада) Тейлора Шеридана, признанного лучшим режиссёром программы "Особый взгляд" Каннского МКФ.

Отметим ещё и показанные на экранах Синематеки фильм-обладатель спецприза Канн-2017 "Дочь Эйприл", реж. Мишель Франко (Мексика), китайскую современную сатирическую (!) притчу "Я не м-м Бовари" Ксаоганг Фенга (фильм-победитель и лучшая актриса МКФ в Сан-Себастьяне), яркую ленту "Фелисити", выигравшую Большой приз жюри Берлинале-17, реж. Алан Гомис, снимавшуюся в … Киншасе с помощью продюсеров 5ти стран, а также фильм-победитель конкурса "Особый взгляд" в Каннах-2017 "Человек честности" (Иран), реж. Мохаммад Расулоф.

Жаль, что устроители не сумели представить в Иерусалиме ещё одного обладателя приза Канн-2017, FIPRESCI, "Теснота" (РФ), дебют 25-летнего ученика А.Сокурова, уроженца Нальчика Кантемира Балагова. Этот авторский фильм-драма о событиях 98г., любви кабардинца и еврейской девушки (выпускница школы-студии МХТ Дарья Жовнер) очень украсил бы столичные экраны.

А тут премия "Lia" в честь Лии ван Лир за фильмы, касающиеся еврейского наследия, досталась ленте "Пекарня из Берлина (Изготовитель кексов)" (Израиль, ФРГ) Офира Рауля Грайцера, красиво исполненная современная история, "трогающая подходом к трауру и одиночеству, сложностями любви и семьи, религией и традициями питания, а также сладостью, которая питает наши души", как определило жюри.

Как видите, дорогие читатели и зрители, квадрига Апполона, эмблема иерусалимских МКФ, по-прежнему способна перенести нас как в прошлое, так и в будущее киноискусства. Давайте же последуем за ней!

На фото: 1. Вид на Старый город из Синематеки. 2. Автор на фоне эмблемы ИМКФ-34. 3. Клод Ланцман.