Вход Регистрация
ASHKELON.RU - Ашкелон | Израиль | Новости сегодня
пятница, 19 апреля 08:58


Открытое письмо директора школы Владимира Хайкина

Господа! Я обращаюсь к гражданам Израиля, и не только тем, у кого есть дети, но и тем, кому здесь жить, работать, так или иначе, участвовать в производственных и общественных процессах в нашей стране.
Проблема, которая сейчас возникла у всех школ неформального (дополнительного вечернего) образования, или, как их называют – «русских» педагогических амутот (общественных организаций - Ред) Израиля, состоит в следующем: министерство абсорбции на протяжении многих лет оказывало им серьезную денежную поддержку. В 2011 году, например, амута «МАПАЛЬ» получила 31500 шекелей.
Однако со следующего года министерство абсорбции решило изменить список направлений деятельности амутот, которых оно будет поддерживать. Множество существовавших в этом списке направлений было вычеркнуто, в том числе - трудно в это поверить - и неформальное образование.
Это, как вы понимаете, не может оставить нас, руководителей педагогических амутот, равнодушными. Тем более что в условиях мирового финансового кризиса нам стало гораздо труднее получать пожертвования от израильских и зарубежных фондов, и поддержка от министерства абсорбции могла бы стать единственной помощью для амутот.
Не стоит, наверное, упоминать, что в этом горе – а это горе для детей, их родителей и учителей, для противодействия намерениям министерства абсорбции объединились четыре амуты Беэр-Шевы – «МАПАЛЬ», «Импульс», «Маккаби даром» и «Успешная абсорбция». Но, вне сомнения, к нам присоединятся и другие амутот города и Негева. Да и всего Израиля!
Как стало известно в последние дни, правительственная комиссия по законодательству подготовила законопроект, практически, запрещающий получение амутот финансовых средств из-за границы.
Мы с пониманием относимся к намерениям авторов законопроекта, однако, как нам кажется, первыми пострадают именно педагогические амутот, которые получают помощь от зарубежных благотворительных фондов. Это добьет нас окончательно - приведет к закрытию наших организаций. Таким образом, от непродуманных действий правительства только в одной Беэр-Шеве пострадают более 2500 семей - наши ученики, их семьи и преподаватели.
Стоит отметить – никогда ни одна из «русских» педагогических амутот Негева не была замечена в какой-либо политической деятельности, тем более - антиизраильской. Ни одна и никогда!
Если обратиться на сайт министерства абсорбции, то можно увидеть - финансовая помощь всем израильским амутот составила ничтожную в масштабах государства сумму – 2.87 млн шекелей. В среднем, это 32600 шекелей на одну амуту.
На наш взгляд, правительству и Кнессету стоило бы задуматься не просто об увеличении помощи неполитическим амутот, а увеличении в несколько раз. Это совсем небольшие деньги в сравнении с той огромной работой, которую мы выполняем. Ведь себестоимость одного учебного часа в амутот значительно ниже, чем в дневных школах, а эффективность учебы, наоборот - значительно выше.
Израиль, не имеющий, в отличие от многих других стран полезных ископаемых, создает свой ВВП за счет продажи технологий в области электроники, информационных процессов, вооружений, аэрокосмической сферы, химии, сельского хозяйства, медицины, водного хозяйства.
За счет чего – и кого – Израиль стал конкурентоспособен в мировом потоке технологий? Резкий рост производства произошел в конце 80-х, когда выросла алия и в страну приехали хорошо образованные репатрианты. Но репутацию стабильного поставщика современных технологий Израиль завоевал уже за счет собственных инженерных и научных кадров – выпускников израильских университетов.
Не верится – уму непостижимо – сегодня государство собственными руками рубит тот «сук технологий», на котором сидит.
Абитуриенты вузов получают образование в обычных израильских школах и школах с усиленным обучением определенных дисциплин. Последние – в форме общественных организаций – амутот. И именно им отказывают в финансировании.
Почему? Каково объяснение этой кампании? К чему это приведет?
Приведет это к тому, что, в конечном счете, качество инженеров снизится. И буквально через несколько лет Intel уже не в Израиле будет открывать все новые и новые заводы, а в Китае, Индии, даже в Иране, где финансирование образования ежегодно увеличивается.
Сегодня в сфере технологий «засилье» детей бывших репатриантов. И не потому, что они умнее или способнее – нет, а потому, что их родители не утратили привычку давать детям хорошее образование.
Intel заявил, что инвестирует в исследования в Израиле $55 млн. Как вы думаете – почему? Потому, что в Израиле у него более высокий, чем в других странах уровень подготовленности инженеров. Кто их готовит? Только ли общеизраильская школа?
15 израильских профессоров математики и физики указали властям - 4 из 5 учителей математики в этих школах не имеют специального образования, а знания точных наук в старших классах нельзя оценить даже как средние.
По мнению ученых, это – катастрофа: в израильских школах лишь 22% учителей математики младше 45-и лет имеют первую степень по этой специальности. Остальные не имеют и этого. Следствие - студенты первых курсов университетов и колледжей знают сегодня математику значительно хуже, чем несколько лет назад.
Сравним с педагогическими школами дополнительного обучения? По разным данным (увы, официальная статистика в Израиле не ведется) не менее 90% наших выпускников получают багрут. Обратная связь с выпускниками наших школ показывает – наши ребята не только получают багрут, но и успешно служат в ЦАХАЛ, поступают в университеты и оканчивают их.
Более чем 15-летний опыт работы наших школ говорит об этом.
И эти школы оказались не нужны... С чем же останется страна?
Даже не верится – при таком, прямо скажем, весьма негативном прогнозе профессоров высшей школы, удар с урезанием инвестиций наносится по школам дополнительного обучения, в которых нет ни одного, подчеркиваю – ни одного преподавателя не то, что без академической степени – не берут даже с небольшим педагогическим опытом!
Возникает вопрос - почему правительство не прислушивается к мнению уважаемых профессоров? И, похоже, их демарш – реакция на явное пренебрежение хорошим образованием.

Общественный закон гласит: вакуум образования заполняют серость и криминал. Там, где знания не во власти, царствуют безделье, пьянство, наркотики. Сопоставьте затраты на образование хотя бы со стоимостью борьбы с наркоманией. Так может быть стоит заранее вложить средства в образование, чем потом тратить гораздо большие на реабилитацию преступников и наркоманов?
Результат сокращений инвестиций в образование – неважно в какой форме оно происходит - это очевидные отрицательные последствия для Израиля – снижение образованности и сокращение числа хорошо образованных детей. К чему это ведет – я написал выше.
И еще. Как вы думаете, приедут ли новые репатрианты в страну, в которой слабое обязательное образование, а дополнительное, о котором они слышали от друзей и родных, проживающих в Израиле, закрыто?
Нет, все же, как вы думаете – приедут или нет?

Владимир Хайкин
Директор амуты «МАПАЛЬ»

От редакции.
Владимир Хайкин родился в Москве в 1954 г. Окончил МАИ, работал инженером в КБ Туполева. В 1991 приехал в Израиль. С 1994 года - на преподавательской работе. В 1998 году вместе с другими учителями организовал педагогическую школам неформального образования «МАПАЛЬ», в которой работает директором.