Вход Регистрация
ASHKELON.RU - Ашкелон | Израиль | Новости сегодня
четверг, 28 мартa 23:37


Копиисты

Статья из архива

Копиист - это, если дословно – переписчик.

О них говорят редко – это слово уже не нарицательное, но его, все же, не поставишь в один ряд со названием Художник, Мастер.

Но и ничего плохого сказать о копиистах нельзя.

Если творение Мастера шедевр, то копия – тоже шедевр, но как копия. У хороших копиистов, а их не так уж и много, они – наперечет, качество красок – великолепное.

Более того, копиисты, если того требует задание, а они, как правило, работают на заказ, воссоздают точные оттенки красок, подолгу подбирая их, и имитируют даже трещинки на холсте.

Копируют лишь всемирно известные картины. Среди известных копиистов - много россиян.

Копия – не подделка, копиисты — вполне легальные художники.

Их производительность зависит от техники полотна Мастера: импрессионистов копируют за несколько часов или дней, «Мону Лизу» рисуют несколько месяцев.

Дело – в технике оригинала. И даже рамки картин тщательно копируются. Добиться точности знаменитого взгляда Лизы Герардини - супруги торговца шелком из Флоренции Франческо дель Джокондо, а именно в нем - в этом взгляде, скрыта тайна картины, не так просто.

И вот уже пять столетий, как Мона Лиза лишает художников, даже хороших, талантливых, здравого рассудка. И, насмотревшись, налюбовавшись женщиной из окружения Великого Леонардо, они – не часто, но пытаются ее копировать.

Копиист только тогда имеет успех, когда хорошо образован - знает эпоху Мастера, его жизнь, понимает стиль картины, любит его, способен передать, а не исказить или добавить.

Вы будете удивлены, но в свое время Ван Гог, Гоген, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Рубенс, Ян Вермеер и многие другие, ставшие Великими, до этого копировали картины своих предшественников по славе.

Копируют обычно тех, кто жил век назад. Это – негласный закон, имеющий, тем не менее, коммерческий базис – древних покупают более охотно.

Но есть исключения. Их несколько. Одно из них - самый подделываемый из ныне живущих – Энди Уорхол. Но о нем – в другой публикации...

Копиисты работают за деньги. По сравнению с теми, кого копируют, копиисты богачи.

За свою работу они получают от 10 до 50 и больше тысяч долларов. В мире художников ходят слухи о копиях за 250 тысяч долларов.

Подобные суммы Мастерам и не снились. Известно, что многие из них умерли в бедности, не имея даже у себя своих картин. Или жили на подаяние пожалевшего их богача, любующегося полотнами полуголодного Художника.

Но жизнь - мстит: если Мастера мы знаем и любим, и его имя никогда не будет предано забвению, то вряд ли кто помнит богатых заказчиков, плативших Художникам копейки...

Говорят, что, если известны наследники Великих Мастеров, картины которых копируют, то они получают отчисления – процент с копий. Так ли это? Мне проверить не удается. Никто из моих знакомых искусствоведов лично с этим не сталкивался.

Работают копиисты только по лицензии музеев. Но им ставят условие - копия обязательно должна быть меньше размера оригинала. Известно – это условие не всегда выполняется, всегда выполняются условия заказа, среди которых – размер копии картины.

На обратной стороне холста копиисты обязаны оставить свою подпись.

В мире существует несколько известных фирм, производящих копии.

Заказы поступают со всего мира. В последнее время чаще других копии знаменитых полотен заказывают из Китая.

Вот один из оригинальных заказов - небольшой эпизод, взятый с сайта fotki.yandex.

Во время первого посещения СССР в 1955 году лидер Северной Кореи Ким Ир Сен был заворожен картиной великого русского художника-передвижника Константина Маковского «Дети, бегущие от грозы». Она – слева на иллюстрации.

Северокорейского коммуниста до глубины души тронула энергетика картины.

Но он был твердо убежден, и высказал это в беседе с генеральным секретарем ЦК КПСС Хрущевым - корейские дети не побежали бы от грозы, а мужественно встретили стихию грудью.

Хрущев заказал известному копиисту Виктору Дерюжкину копию с корейскими детьми и собакой его любимой породы. Вы ее видите справа на иллюстрации.

В 1956 году картина была закончена и торжественно вручена в Пхеньяне лидеру Северной Кореи...

Следует помнить – есть и нелегальные копиисты. Они копируют все подряд, как правило – малограмотны в художественном отношении. Чаще всего это неудавшиеся художники и недоучившиеся студенты.

Известна работа по копированию, организованная методом конвейера: один художник делает мазок, другой дорабатывает его в цвете, лакирует, делает лессировку маслом.

Этот прием, открытый много веков назад - нанесение прозрачного слоя краски. Когда этих слоев несколько, говорят о послойной лессировке, которая применяется и в современной технике акриловой живописи.

Любопытно, что многие копиисты работают не кистью, как Мастер, ибо не могут повторить точно направление и силу ее удара – почерк Мастера, а мастихином или даже пальцем, как Веласкес.

Придет время, и искусствоведы будут писать Копиист с большой буквы, ибо они уже смогли создать слой искусства, необходимого людям.

Своеобразного, в чем-то нам непонятного, странного, с элементами несамостоятельности, неспособности создания сюжета, но, тем не менее, нужного людям искусства.

Следует иметь в виду – многие полотна Мастеров прошлого безвозвратно исчезают – кого-то прячут в частных коллекциях, и их не увидеть, кто-то из Великих гибнет на чердаках, утрачивает свое качество, и, если вовремя не восстановить, умирает. Навсегда...

Будут ли картины Великих жить в последующие века? Это вопрос...

Гораздо больше шансов у их копий – их будут лицезреть наши потомки, и удивляться – а чем копия хуже?

Лента новостей