Вход Регистрация
ASHKELON.RU - Ашкелон | Израиль | Новости сегодня
пятница, 29 мартa 10:02


Итак, Иран – свободен, но он должен, обязан и не может...

Экономические и финансовые санкции против Ирана ввели Совет Безопасности ООН, США и Евросоюз.

Санкции сработали - экономика Ирана ослаблена до крайней степени.

Начался обратный процесс.

Исходя из того, кто вводил санкции, определен и состав стран «шестерки» международных посредников на переговорах по их снятию - Великобритания, Германия, Китай, Франция, Россия и США.

Прежде всего, Иран согласился - все подозрительные объекты Ирана, в том числе - ядерные и военные, подлежат инспекции МАГАТЭ или других уполномоченных структур (прописанных в Договоре) когда угодно и где бы они не находились – без ограничений. Единственное, что оговорил Иран - в состав проверяющих войдут граждане только тех стран, у кого есть дипломатические отношения с Ираном. У США и Израиля их нет.

Иран не имеет права обогащать уран свыше 3.67% в течение 15 лет и обязан вывезти из страны 98% обогащенного урана.

Таким образом, из имеющихся 10 тонн слабо обогащенного урана, после выполнения этого пункта в Иране останется 300 кг - для использования в медицинских целях. Для сравнения - этого не хватит для создания даже одной бомбы.

Иран обязан демонтировать 2/3 имеющихся центрифуг для обогащения урана. Ядерный реактор на тяжелой воде (способный вырабатывать оружейный плутоний) в городе Арак будет реконструирован таким образом, чтобы плутоний там не вырабатывался.

Санкции будут сняты с Ирана после того, как он выполнит свои обязательства по соглашению – и не на словах, а лишь после того, как международная комиссия инспекторов убедится в том, что обязательства выполнены.

Если же Иран нарушит какие-либо пункты договора, экономические санкции против него будут возвращены.

Если появятся обвинения в том, что Иран не соблюдает эти условия, соберется специальная международная комиссия, которая должна будет разрешить спор за 30 дней. Если это не поможет, то Совет Безопасности большинством голосов должен будет подтвердить снятие санкций. Механизм вето в этом случае отключен. Если подтверждения не будет получено, то санкции будут возобновлены.

Сделано это будет не немедленно после установления факта действий Ирана, не соответствующих условиям договора, а через 65 дней после фиксирования нарушения.

Снятие эмбарго, прописанного в договоре, начнется поэтапно.

Отмена запрета на поставки нефти – самый слабо освещенный пункт договора. Запрет снимут, сделают это поэтапно, но как и в какие сроки – пока неизвестно, хотя в договоре это, вероятней всего, прописано.

Больше ясности в части вооружений: Иран сможет приобретать обычные вооружения лишь через 5 лет, а баллистические ракеты и ракетные технологии - через 8 лет.

После снятия санкций Ирану немедленно вернут замороженные в банках мира капиталы на сумму $130 млрд. Среди них и те, что были заморожены в банках США и Европы 36 лет назад – после Исламской революции.

Ранее Ирану тайно (не афишируя) вернули 13 т золота, на которое когда-то был наложен арест, и которое в течение двух лет находилось на доверительном хранении в Южно-Африканской республике.

Также тайно до этого были разблокированы около $12 млрд арестованных валютных активов, принадлежащих Ирану.

Что скрывается за желанием главных действующих лиц переговоров Ирана - «шестерки» международных посредников, вывести Иран из-под санкций, кто из них что-то выигрывает или проигрывает.

И что такое – «выигрыш».

В течение 3-х лет за кулисами санкций шли переговоры некоторых стран «шестерки» (в частности – США, Великобритании, Германии и Франции) на тему – «что мы можем извлечь из снятия эмбарго».

Первыми - уже в среду, 15 июля, Иран настигла британская дипломатия, заявив, что вновь открывает посольство в Тегеране, которое было закрыто в 2011 году после нападения на дипломатическое представительство.

Итог - США и европейцы, судя по всему, уже имеют договоренности о продаже Ирану пассажирских самолетов, автомашин, станков и оборудования, электроники, заводов по переработки нефти и газа, судов, систем и средств вычислительной техники.

Будут ли они продавать Ирану оружие? Вряд ли – особых прибылей оружейные продажи не приносят, к тому же, в этом случае у них возникнут проблемы с арабами и Израилем.

И как им потом реагировать на то, что саудиты уничтожили иранские базы ракет, или израильтяне разбомбили конвой из Ирана (через третьи и четвертые страны) с их оружием на борту в адрес ХАМАС или Хизбаллы? Что было уже ни раз.

Поставки оружия – это ниша России и, в какой-то степени, Китая.

Для Израиля – это наиболее подходящий вариант – практика показывает, что передовое оружие Россия Сирии не поставляет. Этой практики Россия будет придерживаться, судя по всему, и в отношении Ирана, имея в виду Саудовскую Аравию и соседние арабские страны.

И лишь в том, что касается атакующей авиации, Иран будет, по-видимому, пытаться приобрести европейские модели – американское передовое оружие уже «засвечено» в поставках арабам. Кроме того, на нем установлена израильская авионика.

Развитие атомной промышленности – российский приоритет. Здесь не скрывают, что надеются на рост инженерных проектов и товарооборота с Ираном - до $10 млрд к 2020 году с сегодняшних $1.5 млрд.

Любопытно, что на перспективные иранские миллиарды долларов позарились даже всегда сдержанные японцы - предложив Ирану помощь в разработке обеспечения успешного прохождения проверок МАГАТЭ и системы повышения уровня безопасности на расположенных в стране АЭС. И, кстати, разработки в части атомных реакторов у Японии - третьи в мире после Южной Кореи и США.

Что касается поставок иранской нефти, то ее с нетерпением ждут автолюбители всего мира – цены на нефть, безусловно, снизятся, и заклинания стран-нефтяников о высоких ценах несмотря ни на что – пилюля для народа, который в этих странах верит, что «нефть ему поможет».

В этом смысле больше всех от подписания иранского договора пострадает Россия: «перепроизводство нефти» в 2016 году и следующее на этом фоне падение цен - неминуемо, в результате чего ежегодные потери России только от поставок нефти составят от $30 до $60 млрд. И это несмотря на то, что ситуация в мировой экономике, особенно на развивающихся рынках, в 2016 году (по прогнозу экспертов) будет способствовать росту спроса.

Иранскую нефть хотят видеть на своих заводах страны Южной Европы (за исключением Испании) и Азии.

Запутанным представляется «иранский газовый фрагмент»: Иран намерен возобновить экспортные газовые проекты, прежде всего - строительство завода по сжижению газа на базе месторождения Южный Парс и прокладка газопровода в направлении Турции и далее в Европу. Речь о Nabucco - магистральном газопроводе протяженностью 3300 км из Туркмении и Азербайджана в Турцию, где к нему должна присоединиться иранская ветвь, по мощности превосходящая 2 других.

Невозможно отвязаться от мысли - США и Евросоюз затеяли игру с «отменой санкций», чтобы, во-первых, заработать на иранских миллиардах, а, во-вторых, перекроить углеводородную карту Европы.

Тем не менее, министр иностранных дел России заявил - «в достигнутом соглашении содержится надежный, честный баланс интересов, который обеспечивает не просто соблюдение, но и укрепление режима нераспространения ядерного оружия».

Оценка экспертов в долях выигрыша от сделки с Ираном: США – 45%, европейцы (Великобритания, Германия, Франция) – 30%, Россия – 15%, Китай – 10%.

Разыгрываемая сумма – от 40 до $70 млрд.

Как видите, сделка по снятию санкций находилась на финансовом поле, однако ставилась в терминах системы дипломатии и международной безопасности, а в качестве инструмента использованы запреты, эмбарго, санкции, их снятие и соотношения между ними.

И ничего личного...

Израиль устроило бы, если в договор в качестве условия был бы внесен запрет на поставки оружия ХАМАС и Хизбалле, нарушение которого каралось как и другое невыполнение условий.

Но не внесли, хорошо понимая - Иран, в этом случае, теряет свое влияние на ближневосточный регион, а это значительно снижает его, и без того невысокий, рейтинг в исламском мире.

И это означает - «шестерка» не только оставляет без помощи палестино-израильский конфликт, но и разогревает его, добавляя ему потенциальную энергию.

Но и у Израиля, как и у арабов, остается право защищать свои интересы, когда они сочтут это необходимым - и Иран хорошо понимает, что сделка оставляет его открытым для атак врагов.

И вряд ли теперь в палестино-израильских отношениях имеет смысл группа посредников, которые восседали в составе «шестерки» в Вене, выискивая способ и формулировки освободить Иран, которые эти отношения еще более разогреет.

По логике вещей, Израиль должен категорически отказаться от посреднических услуг стран, входящих в «шестерку».

У США - как партнера Израиля по многим вопросам, в том числе - в части оружейных технологий, в отличие от коллег по «шестерки», есть «еврейское обоснование» пользы сделки. Оформлено это в форме столкновения мнений 2-х самых мощных про-израильских лоббистских организаций - AIPAC и JStreet.

AIPAC призвала Конгресс отвергнуть подписанное позавчера в Вене соглашение, JStreet - одобрить, заявив, что «договор с Ираном способствует безопасности США и Израиля».

Вот вам и про-израильская JStreet, обслуживающая интересы крупного капитала.

Сработала «лакмусовая бумажка» и внутри Израиля: Кнессет заявил - иранский договор наносит ущерб безопасности Израиля. Под документом подписались депутаты всех партий, кроме Объединенного арабского списка. А вот депутаты - не все.

Отказались подписать лишь 3 депутата: Заава Гальон и Михаль Розин из партии МЕРЕЦ, и Шели Яхимович из «Сионистского лагеря».

На основе каких знаний, функциональных или иных причинно-следственных связей они сделали такой вывод - о безопасности Израиля? Электорат не имеет возможности тестировать умственные и понятийные возможности депутатов. А жаль... Глядя на логику и рассуждения многих из них, отчетливо понимаешь - ничего логичного и действенного для народа Израиля они сделать не могут.