Вход Регистрация
ASHKELON.RU - Ашкелон | Израиль | Новости сегодня
четверг, 28 мартa 20:27


«Фриз Бетховена» Густава Климта таскают по судам

В этой истории трудно разобраться и вынести определение – кто виноват, и что сегодня делать с творением Густава Климта.

«Бетховенский фриз» — цикл картин австрийского художника Густава Климта, посвященный его знаменитому соотечественнику - композитору Людвигу ван Бетховену.

Выполненные в форме архитектурного фриза, картины впервые демонстрировались в 1902 году на XIV выставке «Объединения художников Венского Сецессиона», одним из основателем которого был Густав Климт, хотя создавал ее автор к Бетховенской выставке.

«Бетховенский фриз» считается одним из выдающихся произведений венского модерна - югендстиля.

Изначально предполагалось, что после окончания Бетховенской выставки огромный «Фриз» будет уничтожен.

Искусствоведы до сих пор ломают головы – почему, кто это решил – и их не устраивают невнятные объяснения.

Но все завершилось логично – 3-стенный фриз не уничтожили, а в 1915 году его приобрел промышленник Август Ледерер, брат известного австрийского экономиста, профессора Гейдельбергского университета Эмиля Ледерера, происходившие из семьи чешских евреев из Пльзеня.

В 1938 году, после аннексии Австрии нацистской Германией, фриз был изъят у семьи Ледерер, которой, возможно – именно благодаря этому, разрешили бежать в Швейцарию, откуда они перебрались в Нью-Йорк.

Утверждают – нацисты даже доставили семью в Швейцарию.

Но после окончания Второй мировой войны работу Климта вернули во владение наследнику - Эриху Ледереру.

В 1972 году владельцы «Фриза Бетховена» подали прошение на вывоз картины Климта за границу, куда они решили эмигрировать.

Однако им не разрешили это сделать, и государство выкупило у них шедевр за $750 тысяч.

После чего «Фриз Бетховена» был великолепно отреставрирован за счет государственных средств.

Однако спустя 41 год - в 2013 году, спустя 4 года после того, как Австрия изменила закон о реституции, и его действие было распространено и на случаи принуждения продажи произведений искусства, уже новые наследники семьи Ледерер подали иск, в котором утверждали - цена, по которой Эрих Ледерер вынужден был продать произведение, была явно заниженной.

С 1986 года «Фриз Бетховена» принадлежит музею Бельведер, и его можно увидеть в отреставрированном здании Сецессиона в Вене.

Безусловно, решение о невозвращении «Фриза Бетховена» негативно отразится на репутации Австрии в деле возвращения предметов искусства, хотя в чисто юридическом отношении никакого возвращения быть не может.

Но в моральном аспекте история выглядит некрасиво: владельца под давлением не только заставили продать картину, но и, будучи хозяевами положения, австрийские чиновники предложили несправедливую цену.

«Фриз Бетховена» - удивительное и необычное произведение.

Занимает три стены, имеет длину около 34 метров.

Левая композиция - «Тоска по счастью». На ней изображен золотой рыцарь, идущий на борьбу с силами зла, и его провожают две женские фигуры, символизирующие Победу (Славу) с венком победителя и Сострадание.

Центральная композиция - «Враждебные силы», представляет собой силы зла. Состоит из нескольких деталей: центральная огромная фигура Тифона, слева от него три горгоны, символизирующие болезнь, безумие и смерть, справа - женские фигуры, символизирующие сладострастие, несдержанность и похоть. В стороне от них находится одинокая фигура женщины, символизирующая Гложущую тоску всего человечества.

Правая композиция - «Искусства, Хор ангелов Рая», также состоит из нескольких деталей: фигур, символизирующих Радость и прекрасные Божьи Искры.

И этот шедевр, который, вероятно, не особенно понятен судьям – судят…

Лента новостей