Вход Регистрация
ASHKELON.RU - Ашкелон | Израиль | Новости сегодня
пятница, 19 апреля 06:28


«Шулеры» Караваджо оправдали свое название

29 сентября 1571 года родился Караваджо.

Представляем одну из наших публикаций о Великом Мастере...



Это история о том, как «Шулеры» Караваджо создали из коллекционера мецената.

В 2011 году в возрасте 100 лет в Лондоне скончался известный коллекционер живописи и знаток творчества Караваджо сэр Дэнис Маон.

Свою коллекцию после смерти он завещал британскому народу.

Маон был младшим сыном большой семьи банкиров и наследником солидного состояния.

Коллекцию живописи он начал собирать в 30-е годы прошлого столетия.

Сэр Дэнис Маон был известен в среде искусств не только как коллекционер, но и искусствовед.

Назвать его крупным коллекционером или тонким знатоком живописи, все же, нет оснований.

Но отличие у него, все же, было - он получил всемирную известность за свою способность находить уникальные полотна в самых неожиданных местах.

Сэр Маон часто высказывал оригинальные – отличные от других, мысли и суждения, но главное - имел странный для своей среды принцип: он никогда не покупал на аукционах полотна, стоимость которых превышает 3 тысячи долларов.

«Шулеры» Караваджо оправдали свое названиеИ лишь в 2006 году сделал исключение - приобрел на аукционе Sotheby‘s «Шулеров» за 42 тысячи фунтов, которых – странным образом и по странному совпадению, «искусствоведы» определили как «полотно кисти одного из учеников» Великого Караваджо.

Руку самого Мастера они на нем не увидели.

Кто они – эти «искусствоведы», чью профессию я умышленно взял в кавычки?

«Мы не обязаны отчитываться – кто именно выносит вердикт относительно качества и цены продаваемых нами картин» - заявили адвокаты Sotheby‘s, получающие в месяц больше, чем та цена, за которую «Шулеры» были проданы.

Эти слова они произнесли в стенах высокого суда Лондона, куда их пригласили по иску к Sotheby‘s, истцом по которому выступил некто Lancelot William Thwaytes – чтобы не ввести вас в заблуждение неправильным переводом, я привел его имя на английском.

Кстати – о фамилиях. Ох, уж эти переводы фамилий евреев – имя Denis Mahon, из-за того, что в иврите средняя буква произносится сложно, и при написании ее часто просто пропускают, а «вав» читается и как «о», и как «у», одни называют нашего героя Денис Махон, другие - Махун, а третьи – Маон.

Но вернемся к иску.

M-r Thwaytes утверждал – он, де, упустил многомиллионную прибыль из-за того, что аукционный дом при продаже картины «Шулеры» не опознал в ней руку Караваджо.

И намекнул – это сделано намеренно.

Ситуация расшифровывается просто: «Шулеры» принадлежали семье Thwaytes с 1962 года, и когда семья, испытывая финансовые трудности, обратилась к Sotheby‘s, те предложили за нее всего 40 тысяч фунтов.

Thwaytes были, что называется, ошарашены заявлением «искусствоведа» аукционного дома, вынесшего вердикт – картина не что иное, как копия с оригинала Караваджо (около 1594).

Но, что редко бывает – копирование произведено еще в XVII веке.

В качестве доказательства указали - оригинал картины «Шулеры» находится в Музее изобразительных искусств Кимбелл, что в штате Техас.

В Музее изобразительных искусств Кимбелл?

Это – серьезно...

«Шулеры» Караваджо оправдали свое название«Лютнист»

Представляю, как Thwaytes были удивлены и опечалены – кто-то из их предков когда-то приобрел копию...

А думал, наверное, что оригинал.

Что поделаешь, и Thwaytes смирились – копия, так копия – великому Sotheby‘s виднее.

Но странно, то, что им предложили – около 40 тысяч фунтов для прижизненной копии, мягко говоря - маловато, меньше, как минимум – в 5 раз, но, уверяли аукционисты, продать дороже будет нелегко.

И правда – продали всего лишь на 2 тысячи фунтов больше.

Но как в сказке, едва «Шулеров» продали, они, не стесняясь, ожили – с очень оригинальной формулировкой.

«Шулеры» от Thwaytes – не копия, а оригинал, но 2-й, то есть, написан тоже Караваджо.

Буду точен – случилось это через год после продажи на аукционе – сэр Маон правила Sotheby‘s, по которым в течение года можно опротестовать сделку, судя по всему, хорошо знал.

Сэр привлек для экспертизы специалистов по итальянскому барочному искусству, которые без труда нашли 8 «твердых признаков» Великого Караваджо.

Среди них – то, что часть лица одного из персонажей, закрытая шляпой, была тщательно прорисована художником перед нанесением краски.

То, что копиисты никогда не делают – им это просто ни к чему.

О, это в стиле Караваджо! Это ему присуще...

После такого вердикта картину оценили в 10 миллионов фунтов, застраховали на эту сумму, и Маон получил разрешение на вывоз «Шулеров» за рубеж.

Но не вывез – это доподлинно известно, и искусствоведы перешептывались между собой – вы «Шулеров» Маона не видели?

«Шулеры» Караваджо оправдали свое названиеСлева - «Св. Матфей и ангел», справа - «Давид с головой Голиафа» (1607-1610)

Теперь, зная о «Шулерах» больше, заглянем в комнату переговоров высокого суда Лондона.

Адвокаты доказывали - то, что это была копия, утверждали видные знатоки Караваджо.

И правда – ведь оригинал висит в Техасе.

Второе – это подтверждает и рынок живописи - каталог с «Шулерами» видели специалисты, и ни один из них не высказал сомнение относительно цены.

Правда, истец хорошо подготовился – он «вынул из кармана» и противоположные мнения - других авторитетных искусствоведов, среди которых, в основном, итальянцы, в том числе – авторитетный в мире живописи того времени директор музеев Ватикана Антонио Паолуччи.

А они заявили – полотно, которое «искусствоведы» Sotheby‘s приняли за копию, имело на момент продажи с аукциона все признаки оригинала.

Сумма иска так и осталась неизвестной, но можно быть уверенным – Thwaytes требовали не менее 10 млн фунтов.

Микеланджело да Караваджо, а, вообще-то – Меризи, ставший позже еще и да Караваджо, родился в 1573 году в селении Караваджо близ Милана – потому-то и получил к своей фамилии Меризи приставку да Караваджо.

«Шулеры» Караваджо оправдали свое названиеОтдых на пути в Египет (Rest on Flight to Egypt). 1596-97. Oil on canvas, 133,5 x 166,5 cm, Galleria Doria-Pamphili, Rome

В 11 лет он был отдан на обучение в Милан мастеру Симоне Петерцано – ученику Тициана, человеку передовых воззрений, имевшему собственный взгляд на изобразительное искусство.

Но в историю живописи Симоне Петерцано вошел для широкой публики как учитель Караваджо.

И мало кто знает – его кисти принадлежит алтарный образ Миланского собора — честь, которой удостаивались немногие.

Есть все основания полагать, что именно этому он учил молодого Микеланджело да Караваджо.

И вовсе не случайно итальянские искусствоведы заявляют - к именам Микеланджело Буонарроти и Рафаэля, тех, кто построил Вечный город Рим, можно по праву добавить имя Караваджо.

Около 1590 года Караваджо приехал в Рим. Поначалу бедствовал, нанимался на любую работу, одно время даже вел беспорядочную жизнь, познав дно городской жизни.

И, кстати, позже, это стало одной из его любимых тем.

Караваджо, если верить его биографам, отличался бурным темпераментом и авантюрным складом характера, и часто даже оказывался в опасных для жизни ситуациях.

Много раз дрался на дуэлях, неоднократно попадал в тюрьму.

Но спасало то, что у художника был могущественный покровитель — политик и знаток искусства кардинал Франческо Мария дель Монте. Ему нравилось творчество самобытного парня, и он оказывал ему внимание.

Караваджо-живописца любила итальянская знать – ему заказывали портреты и жанровые сцены вельможи того времени - семьи Массимо и Барберини, могущественный маркиз Джустиниани, даже сам кардинал Боргезе.

Пропустим толстый раздел описания стилей и техники Великого Мастера – он удивительно легко менял их, периодически возвращаясь, дополняя, модернизируя.

Он, если и подражал, то как Мастер, заставляя традиционалистов двигаться за ним, а не презирать его.

Он знал и любил аллегории.

Откуда знал – ведь он не имел хорошего образования?

Биографы Караваджо обходят это молчанием, я же – просто пожимаю плечами.

«Шулеры» Караваджо оправдали свое названиеКараваджо – это звонкий колорит, прекрасная, часто – прозрачная, светотень, индивидуальная на общем фоне выразительность лиц (если более глубоко – то образов), как в картинах «Маленький больной Вакх» (вы видели эту картину выше, вместе с автопортретом Мастера) и в простом бытовом мотиве «Мальчик с корзиной фруктов» (вы ее видите слева).

Караваджо был чужд идеям художественной концепции маньеризма и академизма.

Считается, что именно на внутреннем противостоянии с ними он вкладывает силы в сложные жанры – натюрморт и быт.

Ярко освещенный лучом света передний план картины и густая тень сзади – это «Лютнист» (вы видите его выше).

Подобный метод получил название кьяроскуро - резкое противопоставление света и тени, стиль, который Караваджо, если и не изобрел, то, по мнению экспертов, применил одним из первых.

Бытовой жанр – это наши «Шулера».

...На изломе XVI—XVII веков Караваджо создал два цикла картин на сюжеты из жизни апостолов.

«Шулеры» Караваджо оправдали свое названиеДля капеллы Контарелли в церкви Сан-Луиджи деи Франчези в Риме он написал три картины, посвященные апостолу Матфею, из которых, к сожалению, сохранились только две — «Призвание апостола Матфея» и «Мученичество апостола Матфея» (вы видите ее на иллюстрации).

В 1606 году Караваджо убил на дуэли богатого римского бездельника и бежал в Неаполь, откуда позже перебрался на Мальту. Но и там попал в скандальную любовную историю и оказался в тюрьме.

Друзья, которые приютили его на этом острове, помогли бежать, и он в течение 3-х лет скитался по городам южной Италии.

Наконец, от кардинала Гонзага он получил помилование и разрешение вернуться в Рим.

Караваджо был рад возвращению - ему было еще меньше 40, он был полон сил, замыслов, строил планы на будущее...

Но, ожидая прибытия корабля, заразился лихорадкой, и 18 июля 1610 года - уже во время плавания, скончался.

Произошло это на подходе к Порто-Эрколе, что на восточном побережье острова Монте-Арджентарио.

Умирающего живописца вынесли на палубу и он со слезами на глазах, вспоминая свою беспутную жизнь, смотрел на бирюзовые воды лагуны Орбетелло, песчаную косу, намытую рекой Албенья и морскими течениями, уютную деревеньку, стоявшую вдали на возвышении.

Караваджо умирал, глядя на свою любимую Италию...

Мастер Живописи, один из основателей реализма в живописи, прожил бурно, но до обидного мало.

До сих пор специалисты гадают – как этот талантливый Художник писал - свои сложные композиции он сразу реализовывал на холсте.

Не обнаружено ни одного рисунка или эскиза к картинам Караваджо...

В Лондоне прошло торжественное представление 57 картин, переданных известным коллекционером сэром Денисом Маоном в дар музеям страны.

Общая стоимость картин итальянских художников XVI-XVII веков, работавших в стиле барокко, достигает 150 млн долларов США.

Сэр Маон распорядился: основная часть коллекции - 25 полотен - получит лондонская Национальная галерея.

Остальные картины он распорядился передать Шотландской национальной галерее в Эдинбурге, Эшмоловскому музею в Оксфорде, Художественной галерее Бирмингема, Музею Фицуильяма в Кембридже и музею дома Темпл Ньюсэм в Лидсе.

А нам, любителям живописи, досталась история жизни и ранней смерти Великого Караваджо, а также поучительный век – художественные хитрости и добрые дела сэра Дениса Маона, почитателя Великого Мастера.