Суббота, 16 Декабрь 2017

Праздники Музыки начинаются

  • размер шрифта уменьшить размер шрифта увеличить размер шрифта
Скрипач, виртуоз, педагог, член жюри многих международных конкурсов Эдуард  Шмидер Скрипач, виртуоз, педагог, член жюри многих международных конкурсов Эдуард Шмидер

Передо мной программа первого абонементного сезона в Гейхал ха Тарбут. Ярко, интересно, самобытно!  Сезон начинается сразу на «высокой ноте», без «разминки» - программой, которую  «Из Калифорнии с любовью» (так она называется) привёз Камерный оркестр из США «Ipalpiti» во главе с музыкальным руководителем и дирижёром Эдуардом Шмидером (Россия-США).

Программа большая и разнообразная – 7 произведений – от Генри Пёрсела и Й.-С. Баха до композиторов 20-го века, представителями которых являются англичанин Б. Бриттен, один из «классиков» этого столетия,  ученик знаменитой француженки Нади Буланже Филипп Пол Ваксман, скрипач, связанный своими исполнительскими корнями не только с французской, но и с африканской музыкой, в частности, с такой страной, как Уганда и, конечно, Дж. Гершвин.
Но в начале несколько слов скажу  об оркестре, его руководителе и солистах.
       Замечательный скрипач, виртуоз, педагог, член жюри многих международных конкурсов Эдуард  Шмидер родился в 1948-м году во Львове. За свою деятельность  удостоен высочайших отзывов многих музыкантов, в том числе, и такой величины, как Иегуди Менухин. В 1991 году Шмидер основал в американском Далласе оркестр  «Ipalpiti». Потом постоянной базой коллектива стал - и остаётся - Лос-Анжелес. Сначала это был ансамбль, состоящий из лауреатов Международных конкурсов, который выступал, во главе с Шмидером, во многих концертных залах Америки и мира. Постепенно ансамбль преобразовался в оркестр и Академию, созданную для помощи творческой молодёжи мира. С тех пор Э. Шмидер ежегодно сам отбирает музыкантов для коллектива.  Также регулярно обновляются им концертные программы, отражающие стилистическую гибкость и разнообразие исполнительского почерка и возможностей коллектива.
Лучшие музыканты получают возможность выступить и как солисты оркестра, и с сольными концертами. Вот и сегодня вы услышите двух солистов в произведениях Баха и Сарасате: Давида де Асканииса (Италия) и Самуэля Небю (Венгрия).
       Давид Де Асканиис – лауреат нескольких Международных конкурсов, активно выступает в концертах  в Токио, Риме, Венеции, Милане, по всей Америке, Мексике. Интересно, что он родился в Италии в 1991-м году - в год создания оркестра. А уже в 9 лет впервые выступил  во Франции. Уже первые концерты юного музыканта вызвали восторженные отклики:  «Изысканность… ослепительная работа пальцев… невероятная музыкальность… волшебство Паганини». А после выступления в Мексике с маэстро Францем Крагером «дирижёр опустился на колени перед Асканиисом, а публика стоя аплодировала музыканту».
     Самуэль Небю - также лауреат нескольких Международных конкурсов, в том числе, очень престижного «Помни Энеску» в Румынии – музыкант эфиопско-еврейского происхождения. Начал играть на скрипке с 6-ти лет, а в 15 был принят в программу «Молодые таланты» Королевской Академии Брюсселя.  Много играет с оркестрами филармоний Европы. Отмечу, что в 2016-м году он стал лауреатом конкурса «Моцартеум» Зальцбургского фестиваля  и был удостоен чести завершить концерт лауреатов этого фестиваля.
   Даже уже из этого, далеко не полного, перечисления заслуг можно сделать вывод, что ашкелонцев ждёт  несколько очень ярких творческих встреч в рамках одной программы.
     Итак, праздник начинается! Первый концерт. Это всегда ответственно. И это накладывает свой отпечаток на весь последующий сезон.  Отмечу сразу: он будет интересным, потому что программа первого концерта продумана, выверена и  выстроена так, что он одинаково  привлекателен как для профессиональных музыкантов, так и для любителей музыки.
Сначала – «классическая заявка» - сочинения Баха и Моцарта, причём, относящиеся к наиболее популярной (в хорошем смысле слова) музыке 18-го века.  Да-да, тогда  Дивертисмент и инструментальный Концерт, тем более, для двух солистов, относились к жанрам музыки популярной. Хотя и у Моцарта, и у Баха строго выдержаны классические формы и соотношения темпов частей. К этой же группе сочинений эпохи барокко относится и произведение, которым откроется второе отделение: Чакона английского композитора 17-го века, «британского Орфея», как его называли, Генри  Пёрсела. Она прозвучит в обработке другого выдающегося английского композитора, Б. Бриттена, который несколько раз обращался к творчеству Пёрсела, редактируя его сочинения. Чакона – одна из форм старинных вариаций на неизменную тему в басу – бассо остинато.
       Вряд ли нуждаются в особых представлениях пьесы из цикла «Времена года» Чайковского, которые завершают первое отделение. Тонкий психологизм одних пьес соседствует с поэтической пейзажной лирикой других. «Времена года», созданные в 1876 году, в концерте будут представлены тремя «актуальными»  фрагментами: лирико-меланхолической «Осенней песней» (Октябрь), эффектной, стремительной «На тройке» (Ноябрь) и очаровательным вальсом «Святки» (Декабрь).

         И ещё одну  «группу» сочинений в программе концерта представляют виртуозные фантазии на популярные темы. Блестящие обработки мелодий оперы Бизе «Кармен» известны во многих редакциях. Но прозвучит как раз менее известная – Ф. Ваксмана, что, впрочем, не делает её менее эффектной. Украшением концерта, надеюсь, станет и «Интермеццо» Дж. Гершвина. Что же касается знаменитой «Наварры» Сарасате, то даже среди массы испано-цыганских  обработок этого композитора пьеса отличается особой сложностью и подлинной «концертностью». Тем более, солистов двое, и они словно соревнуются в виртуозном мастерстве и тонкой поэтичности.  Не случайно именно этой пьесой завершится вся программа.
Ну, что ж, сезон открывается. Пожелаем ему успеха!

Эд Добрыкин, музыковед, Магистр Музыки

 

 

Оцените материал
(0 голосов)

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить